В своё время я посвятил много времени и сил изучению меловых пещер на берегах Дона и его притоков. Многие из них имели религиозное назначение. То есть когда-то это были подземные церкви или даже монастыри.
И сегодня я расскажу вам про один из таких. Он является одним из самых древних в Подонье и в настоящее время полностью заброшен. Лишь изредка туда добираются отдельные туристы, но ни РПЦ, ни Министерству Культуры он почему-то совсем не интересен.
Итак, отправляемся в Воронежскую область, хутор Вязники Лискинского района. И взбираемся по узкой тропинке на меловую гору Шатрище, расположенную прямо на берегу Дона.
Сама гора представляет собой огромный меловой останец и выглядит со стороны вот так:
Возле реки сейчас всё заросло деревьями и кустарниками, но в 19 веке берег Дона в этом месте был довольно пустынным:
Сейчас и далее по тексту позволю себе украсить своё скучное повествование воистину нарядными описаниями Шатрища этнографа Евгения Львовича Маркова из его книги "В стране белых гор. Поездка в Дивногорье." (изд. 1891 г.).
"Эта белая гора-шатер — истинный донской Чатыр-Даг, Палат-Гора; она целиком от пяты до макушки отражается в синих струях Дона, ярко освещенная солнцем, и через это кажется еще выше, еще ослепительнее."
Именно здесь в 1652 году был основан Шатрищегорский Спасо-Преображенский монастырь. В настоящее время от него осталась только так называемая Шатрищегорская пещера, в которую мы сейчас с вами и отправимся.
Для понимания масштаба предлагаю взглянуть на план-схему пещеры. Из неё следует, что за некоторыми исключениями она представляет собой почти единственный коридор, спускающийся винтообразно вниз. Общая протяженность на сегодняшний день составляет около 280 метров. Между тем, существует документальные свидетельства прошлого, где длина пещер исчисляется либо целой верстой (1,06 км), либо 200 саженями (426 метров). Вероятно, пещера обрушилась от взрыва при добыче мела в советское время.
И вот мы внутри.
"По всем вероятиям, монастырь был основан в одно время с Дивногорским в начале XVII в., когда началось движение малороссийских казаков из Днепровья в Донщину. В старых документах он называется Спасским Преображенским монастырем, вероятно, по престолу своего прежнего храма."
В упомянутой книге Марков пишет, что первое документальные упоминания монастыря относятся к 1690 и 1696 годам. Однако позже в государственном архиве обнаружилась челобитная попа Милентия Иванова, которая позволяет говорить о существовании здесь пещерной пустыни ранее 1690 года. В ней он пишет о своей горькой судьбе и просит царя Федора Алексеевича разрешить ему постричься в монахи и поселиться в заброшенной церкви близ горы Шатрище, пахать землю, ловить рыбу и молиться. Государь просьбу уважил и Милентий стал первым после разорения разбойниками насельником.
Говорят, что еще относительно недавно в пещере была довольно большая надпись - "Да здравствует Стенька Разин!", якобы написанная его братом Фролом. На сегодняшний день эта надпись утрачена. Зато полно других. Мягко говоря, далеко не таких ценных как про Стеньку.
Единственная комната-келья. Явно иногда используется туристами-экстремалами для ночёвки.
Кстати говоря, надо понимать, что такого рода монастыри даже в годы своего рассвета не были многолюдными. В 1696 году некий боярин Шеин писал в своей записной книжке:
«…того же числа проплыли монастырь Шатрицы, стоит на берегу реки Дона, на правой стороне, области Воронежскаго епископа, приписной, братии в нём 4-ре человека, тут же многая пещеры каменныя из мелу…».
В общем, уже в 1764 года Шатрищегорский монастырь был упразднён наряду с другими малыми и бедными обителями. Деревянная церковь с колокольней была разобрана и продана. Позже, в конце XIX — начале ХХ века из-за того, что слава монастыря в народе не угасала, была предпринята попытка его возрождения, но увы.
Для меня нет никакого сомнения, что в Шатрище, как и на Дивах, христианство уже захватило какие-нибудь древние языческие святыни. И наружный вид, и название Шатрище свидетельствуют ясно, что такое поразительно своеобразное и вместе неприступное место не могло не остановить на себе внимание даже дикого обитателя Дона.
После 1917 года монастырь был подвержен разграблению, а саму гору Шатрище стали регулярно подрывать для получения кусков мела. Постепенно о пещере забыли. Лишь в 70-х годах ХХ века её отыскала и обследовала группа спелеологов. В настоящий момент пещера разрушается, своды (особенно в нижней части) носят аварийный характер.
Пещеры Шатрища спускаются так глубоко, что в самых нижних ярусах плотная меловая почва уже прекращается, и начинается слой песчаника, через который гораздо легче просачивается вода. Донская пучина уже лежит бок о бок с этими подземными ходами, и, пожалуй, даже выше их.
Честно признаюсь, до самого конца несколько метров мы не дошли. Действительно, внизу меловая порода уже не такая плотная, полно обвалившихся камней и трещин. Да и ход сильно сужается - ползти на корточках друг за другом паровозиком не стали. Решили возвращаться назад. Несмотря на то, что пещере довольно прохладно, я изрядно взмок и подустал, пока добрался до выхода. Шёл и думал, что тут просто с фоторюкзаком шагать вверх утомительно, а пещерокопатели ещё и столько породы наверх вытаскивали.
В завершении прилагаю полуминутный видеоролик за авторством друга Василия. Как мне показалось, в отличие от фотографий, на которых видны мельчайшие детали, высвеченные фонариком, на видео гораздо реалистичней передаётся атмосфера бесконечной темноты пещер.
Ну, а на сегодня всё. Надеюсь, моя фотоистория показалась вам любопытной и заслужила ваш дружеский лайк. Если хотите больше узнать о Донских пещерах, которые я в своё время изучал, подпишитесь на мой канал и постоянную рубрику #пещеры придонья
Читайте также:
- Как и зачем тунгусы (эвенки) хоронили своих близких на деревьях
- Короткий "бабий век" в царской России. Подборка фотографий тяжелейшего женского труда