В поисках инструментов для масштабирования своего бизнеса многие компании и бренды обращаются к франчайзингу. Этот тип деловых отношений успешно зарекомендовал себя за последнюю четверть века. Сегодня это один из самых популярных способов развития бизнеса, при котором технологическая и интеллектуальная собственность компании предоставляется в пользование покупателю франшизы.
На первый взгляд может показаться, что франшиза не требует значительных вложений, но в то же время открывает возможности для быстрого роста на наиболее перспективных рынках. Однако на практике франчайзеры должны быть готовы вложить много денег, чтобы получить право на франчайзинг своего бизнеса в отдельных городах. Ниже вы увидите, в каких случаях франчайзинг может быть действительно полезен для компании, а когда этот инструмент того не стоит.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФРАНШИЗЫ
Франшиза - это тип деловых отношений между франчайзером и франчайзи. Передача франшизы подразумевает разглашение информации, являющейся интеллектуальной собственностью лицензиата. Оперативное соблюдение контролируется, чтобы избежать нарушения правил франчайзинга.
Лицензиар (франчайзер) предоставляет лицензиату (франчайзи) возможность создавать новые предприятия с использованием:
- логотипы;
- коммерческие системы;
- поставщики;
- схема обучения;
- вспомогательные функции головного офиса.
Лицензиат выплачивает продавцу комиссию - первоначальный взнос и текущие расходы. Обе стороны действуют на взаимосогласованных условиях и в соответствии с правилами.
Предметом любого договора франчайзинга является документ, раскрывающий юридическую информацию. Согласно регламенту, лицензиар должен предоставить приобретающей стороне документ о раскрытии информации, состоящий из 23 обязательных разделов (положений), не менее чем за две недели до заключения контракта и сделок. Каждый пункт информирует потенциального франчайзи о бизнесе, условиях франчайзинга, контрактных обязательствах, роялти, территориях, первоначальных затратах и других моментах, которые вы должны учитывать до начала франшизы. Лицензиар должен иметь все эти документы, прежде чем продавать франчайзинговый бизнес. Документ о раскрытии информации должен обновляться лицензиаром не реже одного раза в год.
ОСОБЕННОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА В АЗИИ
В большинстве азиатских стран франчайзинг не регулируется специальными законами. В то же время развивается и сама отрасль. У этого есть своя специфика, которую следует учитывать при разработке франшизы в Сингапуре, Таиланде и других перспективных азиатских странах. Среди основных факторов, которые следует учитывать при разработке франшизы в Азии:
- Условия жизни. Инвестор должен учитывать специфику политической, социальной, технологической и экономической среды, прежде чем запускать бренд в конкретном регионе.
- Уровень государственного регулирования. Прежде всего, важно понимать специфику налогообложения и фискальной политики государства в целом.
- Язык и культура. Азия - регион, в котором проживает много этнических и диалектных групп. Поэтому, прежде чем выходить на рынок с брендом, вам нужно понять, как название бренда и его позиционирование вписываются в культурные особенности конкретного региона.
- Целевая аудитория. При выходе на азиатский рынок важно понимать покупательскую способность и вкусовые предпочтения потенциальных покупателей.
- Расположение. При разработке франчайзинга необходимо учитывать специфику рынка недвижимости. Часто развивать франшизу в определенной стране просто невыгодно из-за специфики бизнеса, который требует много места.
- Конкуренты. В Азии любой бренд имеет все шансы встретить своих "клонов". Перед уходом стоит проанализировать всех успешных игроков в нише, которые полностью или частично копируют стиль франчайзера.
- Франчайзи. При выходе на азиатский рынок важно понимать, откуда придет поток франчайзи и что это будут за люди. Часто бывают случаи, когда конкуренты, замаскированные под приличных франчайзи, просто перенимали опыт франчайзера, а затем возвращались к своему собственному бизнесу, оставляя франчайзера без партнера.
Азия-огромный рынок с большим потенциалом. Для франчайзера присоединение означает заметное расширение его бизнеса.
ОСОБЕННОСТИ ФРАНЧАЙЗИНГА В ЕС
Несмотря на то, что сегодня европейская экономика переживает определенный спад, компании, желающие освоить франчайзинг, имеют возможность воспользоваться кризисом - периодом, когда сырье и товары дешевеют, а количество конкурентов не так велико. Франчайзинг в Европе может обеспечить быстрый рост и выход на рынок, а также делегировать некоторые функции независимым подрядчикам и франчайзи.
Чтобы расширить свою франшизу на европейский рынок, вам необходимо:
- Подготовка документов для получения франшизы;
- Найдите отраслевого консультанта;
- Регистрация товарного знака;
- Разработка маркетинговой стратегии продажи франшиз;
- Привлекайте ответственных и мотивированных франчайзи.
Европейский рынок франчайзинга регулируется так же жестко, как и американский. При входе в нее стоит иметь опытных юристов и специалистов по франчайзингу в качестве консультантов.