Найти тему
Иркмотор

Самоделка слишком выделялась в общем потоке. Чтобы рассмотреть, мне пришлось ее догнать

Оглавление

Как говорится, еду, никого не трогаю… И вдруг меня на скорости обгоняет нечто синего цвета. Думал, показалось: огромный дорожный просвет, грязевая резина, лесенка на крышу, а там площадка, по кузову много хрома.

Нет таких автомобилей ни в одном каталоге! Уверен. Но ведь вот он – передо мной и уходит от меня на приличной скорости. Любопытство толкнуло в погоню. Хотя так делать нехорошо – мы ведь находились на городской улице в иркутском предместье Рабочем.

Это сейчас ту улицу заасфальтировали. А тогда она была… не приведи господи. Поэтому сильно разогнаться у меня не получалось: где притормаживал, где ямы объезжал.

А тот, на синем монстре, прет и прет по прямой.

В общем, нагнал я его только через пять километров – уже на кольце возле Ушаковского моста. Мигаю фарами: тормози. Не хочет. Тогда вспоминаю, как это делают полисмены: обгоняю и аккуратно прижимаю к обочине. Остановились.

Выходят из синего монстра серьезные мужики с совершенно серьезными намерениями:

чего хотел-то?

Успеваю объяснить, что журналист...

- Не ты первый, кто задает вопросы, – отвечают мне. – Мы на ней в город стараемся пореже выбираться. Даже на перекрестке на светофоре когда стоим, пешеходы пытаются ее разглядеть, потрогать. А уж от автомобилистов вообще прохода нет...

Что же это за машина? Смотрю на капот, а он украшен надписью Skoda. Причем, сделана она чеканкой (! – Авт.) на полосе из нержавейки!

-2

«Шкода»? Почему-то я не верю…

Ну «Шкода», так «Шкода». Хотя сомнений как никогда много. Но хозяин машины, иркутянин Александр Колбанов, пригласил к себе, чтобы их окончательно развеять.

В частном секторе, где жил Александр, его знали все и не только из-за необычного автомобиля. Мастер остается мастером везде: Александр два десятка лет отработал в автосервисах Иркутска. А потом перешел в так сказать частнопрактикующие мастера.

– Какая сейчас по дорогам техника ходит, – восторженно сообщил мне мастер. – Но средств-то нет, чтобы взять «Крузера» или «Патруля». А сделать под моду – и руки есть, и умение.

Надо сказать, что у Александра получилось не просто под моду. Его «Шкода» ледоколом пройдет там, где нынешние «короли бездорожья» увязнут по самые дверные ручки...

Машины тогда были железными

Страшно представить: «Шкода 1202» – автомобиль, ставший базовым для этого вездехода, начал выпускаться в Чехословакии в 1961 году.

Škoda 1202 STW de Luxe, Brno, Czech Republic. Фото из открытых источников
Škoda 1202 STW de Luxe, Brno, Czech Republic. Фото из открытых источников

Про Škoda 1200 / 1202 можно почитать здесь (жми!)

В те годы Европа, как и Страна Советов, приходила в себя после долгой войны. Восстанавливалась промышленность, в том числе и автомобильная. Но время совершенно гражданских машин еще не наступило. Инженеры и конструкторы по-прежнему ориентировались на милитаристский стиль: те прочные и неприхотливые автомобили можно было при необходимости, вооружив, легко отправить в бой.

Свой гражданский броневичок строили

и послевоенные чехословаки. Первой в этом модельном ряду была «Шкода 1200», которая выпускалась с 1952 года. Одна из ее дальнейших модернизаций - «Шкода 1202» - внешне стала чем-то средним между нашими «Победой» и «Волгой» ГАЗ-21.

Такие "Шкоды" работали каретами скорой помощи в Иркутске в 1960-х
Такие "Шкоды" работали каретами скорой помощи в Иркутске в 1960-х

Несколько таких универсалов в 1960-е пригнали в Иркутск на службу в скорой помощи. Одна из них уже в восьмидесятых годах и досталась Александру.

К середине восьмидесятых иркутские кареты скорой помощи с эмблемой Scoda окончательно срослись с советским автопромом. Поскольку запчастей на них не было, машины переделывали под «волговские» агрегаты.

Тогда Александр и притащил домой свою далеко не первой свежести «Шкоду», в которую прежний хозяин уже вживил мотор и ходовую от «Волги».

- Глядя на нее, дядька мой воскликнул: «Что же ты делать с ней будешь?» Но я тогда молодой был – 25 лет. Все сам, в гараже. К тому же таких машин тогда, в 1986 году, ни у кого не было. Иномарка ведь.

Вдогонку за прогрессом

- Видели бы вы ее раньше, – сказал мастер, – до этого я ведь ее из старья собирал.

Но в конце 1990-х Александр понял, что пора автомобилю догонять прогресс. Сказали свое слово и поездки в тайгу, на Байкал. Когда основательно засел на бездорожье, понял, что от «волговской» ходовой надо избавляться. И «шкода» была разобрана по винтикам.

Александр затруднился мне объяснить, как и по какому принципу к автомобилю подбирались новые узлы и агрегаты, которых там никогда не стояло.

- Выбирал то, что будет работать наверняка. Я ведь ничего не мерил. Все на глаз, как художник.

Новый портрет получался внушительным.

Бывшая «шкода» встала на ходовую от «уазика», усиленную к тому же редукторами от армейского (! – Авт.) бронетранспортера. Место под капотом занял 100-сильный движок также от «уазика». Ну а дальше...

- Я сейчас даже не вспомню, что у нее от какой машины, – признался Александр. – Машин двадцать пять стало донорами, не меньше. Иномарки, советские, грузовые – буквально все модели. Что-нибудь от чего-нибудь да стоит.

-5

О масштабе конструирования говорит такой факт: только рулевая колонка собрана из узлов от шести машин, среди которых «Мицубиси», «Волга», «ГАЗ-66». Присутствует гидроусилитель руля от «Ниссана Цедрика».

В салоне ручной работы использованы детали от «тойот», «ниссанов», нашей «Волги». Это что называется суперсалон – со стеклоподъемниками, люком, мягкой обивкой.

В наше время дороговато купить нормальный внедорожник, чтобы и на Байкал, и в тайгу. Но когда есть руки и умение... Александр для себя эту проблему решил, соорудив вот такой уникальный в своем роде автомобиль.

Был случай, когда на эту площадку встали двенадцать человек. И еще палатку натянули.
Был случай, когда на эту площадку встали двенадцать человек. И еще палатку натянули.

Скажите, какой джип сможет перевезти сразу двадцать кулей картошки? Этот – пожалуйста. Вместительный багажник плюс прочная площадка над крышей – грузоподъемность получается внушительной.

Наверное, приятно в лесу, в тайге вообще не думать о дорогах.

Это мы проверили осенней распутицей.

-7

...На скорости влетев в гигантскую лужу, автомобиль на первых метрах провалился в мутную жижу по самые мосты. Александр продолжал давить на газ, а я прикидывал, как будем выбираться на берег, когда машина завязнет окончательно. По колено в грязь лезть очень не хотелось.

Тем временем автомобиль провалился еще глубже – под водой скрылись колеса.

- Лишь бы не сели, я сапоги не взял, – спокойно сообщил Александр, – лебедка-то у меня от «крузера».

Эти слова звучали гарантией того, что вылезем все равно. Но автомобиль и так греб всеми четырьмя колесами... Уже близко противоположный край канавы.

-8

Еще чуть-чуть и, разгоняя мутные волны по сторонам, мы вылезли. Испачкать ботинки не пришлось.

Уже на берегу эту смесь «уазика» с бэтээром я назвал внедорожным шедевром, на что Александр ответил:

- Да какой это шедевр? Ценного здесь ничего нет. Просто необычно.

Мне показалось, что мастер слишком самокритичен...

Все фото в публикации - авторские.

Друзья, если вам понравился этот мой материал, ставьте лайк и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ. Этим вы поддержите наш канал и не пропустите новые публикации.

А еще вас могут заинтересовать эти наши материалы:

  • Этим машинам более полувека от роду. Но они вовсю ездят, потому что эта страна - Куба. И здесь уважают советский автопром
  • Со скоростью 500 км в неделю. Едем на "Ниве" по монгольскому бездорожью. История одного авторейда