Найти тему
Вчера и Сегодня

6 сентября или ВПЕРВЫЕ ВОКРУГ СВЕТА

6 сентября 1522 года каракка (тип корабля, позже его заменит более известный галеон) “Виктория” вошла в порт испанского города Севилья. Корабль был один и на его борту находилось 18 моряков. Тремя годами раньше “Виктория” вышла в поход в составе экспедиции из 5 кораблей и 265 человек. Не вернулся из похода также человек, организовавший и возглавивший эту экспедицию – Фернан Магеллан.

Фернан Магеллан
Фернан Магеллан

По происхождению Фернан Магеллан был португальцем. В возрасте 25 лет он отправляется на королевскую службу, где, участвуя в течении семи лет в морских походах и сражениях, приобретает опыт и заслуживает немалый авторитет. В 1512 году Магеллан возвращается в Португалию и ему назначают достаточно скромную пенсию. Через два года, после участия в войне с маврами в Марокко, он снова приезжает в Португалию, где просит короля об увеличении пенсии. Пенсию Магеллану не увеличивают, в плаванье не отправляют и он принимает решение о переезде в Испанию.

Прибыв в Испанию в конце 1517 года, Фернан женится на дочери такого же португальского эмигранта и вскоре, договорившись с приближенными короля об “откате”, получает одобрение на организацию планируемой им экспедиции. 20 сентября 1519 года корабли Магеллана покинули порт.

Очень скоро, в октябре, наступает первый бунт. Второе лицо экспедиции, ставленник короля и капитан одного из кораблей Хуан де Картахена, пользуясь тем, что в подавляющем большинстве на кораблях были испанцы и кастильцы, открыто проявил неуважение и неповиновение Магеллану. Дождавшись удобного момента, Магеллан арестовывает мятежника, и только ручательство одного из капитанов спасает мятежнику жизнь.

В Атлантике корабли попадают то в многодневные штили, где то почти стоят на месте с обвисшими парусами, то в такие смерчи и штормы, что мачты касались воды и матросы, в ужасе, готовы были рубить их. Наконец, 29 ноября, эскадра достигла побережья Бразилии, где путешественники смогли пополнить запасы продовольствия и 27 ноября продолжили путь на юг.

Взято из картинок Яндекса
Взято из картинок Яндекса

Потом будет разочарование у Рио-де-Ла-Плата, где совершенно негодными окажутся европейские карты, полагающие наличие там пролива, и где только лишь один Магеллан сохранит спокойствие духа. Будет очередной поворот на юг и стоянка на зимовку в неприглядной, но безопасной бухте, будет очередной мятеж, когда в руки мятежников перейдут три из пяти кораблей, и для подавления которого пришлось перерезать горло капитану “Виктории” Мендосе. Будут казни и оставленные на берегу заговорщики, в том числе известный Картахена. Будет тяжелейший ремонт кораблей, крушение “Сантьяго”, ловля индейцев в Патагонии (современные Аргентина и Чили) и долгожданный пролив, названный впоследствии Магеллановым.

Предстояло перейти, как полагали море, но впоследствии как оказалось – океан. Обычно неспокойный и бушующий, в этот раз он оказался тихим. Так его и назвали – Тихий океан. И прошли его относительно успешно, не считая того, что три с половиной месяца были практически без пищи и приходилось драться за тощих крыс, есть пыль от остатков сухарей и ремни из воловьей кожи.

Тихий океан
Тихий океан

Вряд-ли в формате данного канала можно было-бы достойно поведать обо всех тех приключениях, которые выпали на долю наших путешественников. И ты, любезный читатель, сам без особого труда сможешь найти великолепное описание сего путешествия, если мне удалось разбудить твой интерес к событиям пятисотлетней давности. В этом случае ты сможешь сам, и со знанием дела, оценить степень величия подвига этих людей и, хотя-бы самому себе, ответить на вопрос: “Существуют ли ещё такие люди на земле?”