70,3K подписчиков

Взвейтесь кострами синие ночи или судьба поэта-афериста Александра Жарова

69K прочитали

Поэт Александр Жаров ( 1904-1984 ), автор знаменитого гимна пионерии - Взвейтесь кострами, синие ночи! Мы пионеры —Дети рабочих! – прохиндей особого полета.

Музыка пионерского марша была позаимствована им из оперы Гуно “Фауст”. Идею ему подкинул писатель Фурманов, рассказавший как в чапаевской дивизии они клали слова новых песен на музыку старых.

В Большом театре как раз шел “Фауст”. Жарову понравился “Хор солдат”, вот композитор Сергей Дёшкин и обработал этот самый “хор”.

Жаров не стеснял этой аферы. Писатель Владимир Карпов узнал об этом году в 1970, когда под хороший стол в Беловежской пуще Александр Жаров поделился сокровенным. Карпов и описал этот эпизод в книге мемуаров "Жили-были писатели в Переделкино"

В 20-ые и 30-ые годы поэт попадал под критику Максима Горького и Владимира Маяковского. Последний, назвал тандем Жарова и Уткина – “Жуткиным”. Михаил Булгаков вывел Жарова в своем романе “Мастер и Маргарита” в образе поэта Рюхина. Но все скандалы сходили с рук Саше.

А вот в послевоенные годы разразился главный скандал в жизни поэта. Жаров стал небольшим литературным начальником. Он заведовал поэзией в издательстве “Советский писатель”. И вот орган ЦК КПСС, газета "Правда", опубликовала фельетон "Вдохновение под копирку". Оказалось Александр Васильевич Жаров любил писать стихи к праздникам. Праздников и тогда было немало - "День шахтера", "День строителя", "День учителя". Свои праздничные стихи Жаров рассылал во все областные, краевые и республиканские газеты. Это был один и тот же стих. А в комментарии подчеркивал, что написаны они именно для этой газеты. Стихотворение могло одновременно появиться почти в сотне газет. С учетом того, что автор столичный, то гонорар ему выписывали по самой высокой ставке. Гонорары автора росли в геометрической прогрессии!

И вдруг редактор "Тюменской правды" Нежданов, опубликовавший к празднику один такой стих Жарова, заглянул в областную газету соседней Свердловской области. Там обнаружил аналогичное стихотворение. Он, как человек любознательный, поинтересовался газетами других соседних областей. Выяснилось, что стихи эти были опубликованы еще в десятках газет! Вот и грянул гром для Жарова! Правда вскоре он затих. Уголовного состава преступления не нашли. Жарова освободили от должности в “Советском писателе”, записали выговор в “трудовую книжку”. Дачу Литфонда в Переделкино оставили.

Об этой истории напомнил в своей книге “Что было, то было” поэт Николай Старшинов. Но руководство города Можайска, Московской области, таких книг не читает, увы. Поэтому в 2002 в Можайске, на родине писателя Жарова, одна из улиц была названа в его честь.

Вот так, читатели.

Часть 1. "Аферист от литературы или первая жертва хрущевской оттепели"

Подписывайтесь на мой канал, ставьте “Больше такого” и еще не такое узнаете!