Кофе по-рохански, или церкви Лалибелы

Все-таки расстояния - вещь относительная.

От Бахр Дара до Лалибелы 310 километров. А посередине находится Гашена. От Гашены до Лалибелы еще 60 километров.

- Как же так, - спросит внимательный читатель.

А вот так. От Бахр Дара до Гашены - 3 часа езы, и от Гашены до Лалибелы - тоже 3. Несмотря на расстояние. Все таки дорогу правильнее измерять не километрами, а временем на ее преодоление.

Все-таки расстояния - вещь относительная.  От Бахр Дара до Лалибелы 310 километров. А посередине находится Гашена. От Гашены до Лалибелы еще 60 километров.

И вот, часа через 3, мы уже въезжаем в Гашену. Здесь зачем-то сделали остановку на обед. Зачем, ведь ехать осталось всего 60 км? Точнее 64, о чем свидетельствовал указатель рядом с нашей стоянкой.

Зачем мы остановились я понял когда мы поехали. О том, что здесь будет дорога свидетельствовал стенд сразу за поворотом на Лалибелу… и дорога закончилась. Точнее закончилась хорошая дорога, а началась грунтовка. К тому же серпантин. Местами даже мне было страшновато, памятуя количество уже виденных аварий.

Если раньше мы ехали не останавливаясь никому из многочисленных голосующих вдоль дороги, то теперь, наоборот, мы подбирали всех желающих. А я в очередной раз подумал об относительности расстояний. Правильно раньше мерили дороги днями пути! В результате мы ехали 64 км. 3 часа! А по дороге видели опрокинувшийся точно такой же автобус, как у нас… Что ни говори, а дороги в Эфиопии – вещь опасная!

Предстояло самое не любимое, но необходимое дело – поиск жилья. В который раз я удивился, что к вышедшему из автобуса фаранджи никто не подскочил с предложением такси до гостиницы, которая находится в 5 метрах, ну или не схватил меня за руку и не отвел туда, чтобы получить свои комиссионные.

Но гостиница, которая находилась в пределах видимости оказалась слишком дорогой для меня, а других не было видно. Пришлось самому приставать к местным. По-моему, впервые за 10 лет путешествий!

Следующая оказалась халупой с вываливающимися из стены розетками, неработающей сантехникой и с кровавыми следами на стене – немым свидетельством кровопролитной войны с комарами… Оттуда я сбежал.

А вот следующая гостиница, расположенная в неприметном переулке, оказалась одной из лучших за все время поездки. Здесь стабильно работал WiFi, постоянно была горячая вода, а сам номер большой и с балконом. Стоило все это удовольствие 200 быр.

Сегодня я никаких активных действий в виде посещения церквей предпринимать не собирался, а вот познакомиться с городом и где-нибудь пообедать (или уже поужинать?) было бы неплохо.

Кто-то из детей взялся меня проводить до церквей. Я не возражал. Дорога туда была сплошной стройплощадкой – все было разобрано. Здесь решили сделать туристическую зону и выложить все дороги плиткой. Ну прямо как в Москве! Неужели у них тоже свой Сергей Бордюрович?

Здесь я был атакован гидами. Сторговавшись с одним из них узнал, что билет стоит 50 (!) долларов, именной и действует в течении пяти дней. Сами церкви открыты с 6 часов утра, а вот кассы открываются только в 8. Поэтому было решено купить билет прямо сейчас, чтобы начать осмотр с утра.

Договорились встретиться прямо в 6 утра. Следующим пунктом моей программы был обед. По дороге ко мне подходили разные дети. Они ничего не хотели, просто немного внимания. Как правило им хватало улыбки фаранджи. Некоторые хотели поздороваться за руку. Это тоже сегодня не возбранялось. И вдруг кто-то из них пригласил меня к себе в гости. А вот это уже, действительно, неожиданно. И интересно!

Конечно же я согласен. Договорились встретиться через час.

А пока я зашел в одну из кафешек, заказал макароны с томатным соусом, предупредил, что мне без чили (а больше выбрать было нечего, только инжеру, но ее я невзлюбил) и стал ждать. Пожалел, что сразу не пошел в гости, ведь дети, скорее всего, уже куда-нибудь убежали. Ждать пришлось долго, но принесли мне вполне съедобное блюдо, но тоже с хлебом. Все никак не привыкну, что в Эфиопии все, даже макароны, подают с хлебом!

К моему удивлению, дети терпеливо ждали, пока фаранджи насытится… Нехорошо получились.

Пока мы шли к ним домой они подарили мне деревянный крестик, которые тут все носят. А я подарил им российские копейки. Я специально взял с собой мелочь – на сувениры. Особенно они были счастливы тому, что на российских деньгах изображается покровитель Эфиопии – Георгий Победоносец. Таким образом была установлена российско-эфиопская дружба.

Мои новые друзья, кстати, пора их представить – два брата старший Беру, 17 лет, младший – Йоханнес, 14 лет, а также их безымянная (ее имя я забыл) бабушка, знакомство с которой впереди.

Так вот, мои новые друзья снимали жилье совсем рядом с церквями – это необходимое условие их набожной бабушки, т.к. она уже плохо ходит. Они приехали в Лалибелу из какой-то Богом забытой деревни чтобы учится. По их словам, родители совсем не понимали, зачем это нужно, но в конце концов, отпустили своих детей, отдав им в “нагрузку” бабушку. Беру хочет стать школьным учителем английского языка, а Йоханнес – ветеринаром.

Вот они и снимают жилье за 800 быр в месяц. Но вот мы и пришли.

В их распоряжении была половина хижины, состоящая из одной комнаты с земляным полом, размером примерно 3 метра в ширину и столько же в длину, да еще небольшой пристройки, выполнявшей роль кухни. Я с большим интересом изучал их быт. Пока я смотрел их школьные учебники, Беру сбегал куда-то за кофейными зернами. Принес горсть белых зерен, и мы все отправились “на кухню” готовить кофе. Здесь, наконец, я смог увидеть весь процесс приготовления кофе по-эфиопски от начала до конца.

На земляном полу развели костер и стали обжаривать зерна, пока они не потемнеют. Пришла бабушка, проверила степень готовности зерен. Убедившись, что зерна обжарены хорошо, ловко пересыпала зерна в ступу, а Беру их там перетолок. Пока Беру толок зерна, Йоханнес на этом же огне вскипятил воду, затем перемолотые зерна пересыпали в чайник и залили водой. Остатком воды всполоснули кофейные чашки.

По законам эфиопского гостеприимства, гость должен выпить 3 чашки. Учитывая как на меня действует кофе, я пол ночи буду бегать по потолку! Но делать нечего, не обижать же их отказом!

За кофепитием незаметно закончился день. А я поймал себя на мысли, что именно такие моменты я больше всего люблю в путешествии. Я сижу в эфиопской глубинке, куда даже не проложена нормальная дорога, с почти незнакомыми людьми, в хижине с земляным полом и пью кофе. Электричества здесь нет и в помине. А на улице одна за другой зажигаются звезды. Красота!

Но где я? И какой сейчас год? 2015? 2008? 1900? 1500? Жизнь здесь вообще не изменилась за последние несколько тысячелетий. Пора прощаться. Дети вызвались меня проводить. При выходе со двора показали мне кувшин на палке. Это местная реклама. Значит здесь кто-то из соседей варит домашнее пиво, и страждущие могут приобрести сей напиток.

На обратном пути я от них узнал, что теперь полиция в Эфиопии очень пристально следит, чтобы дети не бегали за иностранцами, а если заметят, то проблемы будут не только у детей, но и у их родителей. И в школе об этом предупреждают.

Теперь по крайней мере стало понятно, почему нет ю-юкал, о которых я так много читал в отчетах о путешествии по Эфиопии. Поэтому, когда мы выходили на освещенные участки, Беру ускорялся, а Йоханнес отставал. На всякий случай. Всего несколько сот метров, и я снова в цивилизации. Горят фонари (кое-где), в гостинице WiFi и горячая вода. В моем номере их хижина могла бы поместиться раза 3… Даже как-то неудобно. Да что говорить, даже тот номер из которого я сбежал днем – просто дворец по сравнению с тем, где я только что был.

Уснуть мне не дали кофе и громкие звуки музыки. Оказывается, в гостинице есть кафе, которое вечером превращается в ночной клуб, где местные и туристы танцуют, ну или пытаются танцевать, национальные эфиопские танцы. Там работают 2 профессиональных танцора и в их исполнении это, действительно, стоящее зрелище!

Утром я влился в поток верующих направлялся к церквям. У входа меня уже ждал гид. Сначала он предложил мне сходить на службу. Вход, как и везде на Ближнем Востоке, босиком. Внутри на полу лежат ковры. Службу слушают стоя, держа при этом палку. куда же без нее? Мне иногда кажется, что эфиопы рождаются уже с палкой и больше с ней не расстаются. Нам с гидом тоже выдали по палке. Без палки здесь не принято.

Служба была не продолжительная – всего пол часа. Причем мужчины и женщины молятся отдельно. После этого пошли осматривать сами церкви. Долго описывать их не буду. Внешне церкви особо не впечатляют, внутри – вообще можно не заходить. НО несмотря на это, а также на заоблачную цену билета, Лалибела абсолютно обязательна к посещению.

Удивительно, что все 11 церквей были построены достаточно быстро, в течение правления всего одного короля – Лалибелы. Кстати, город был назван, точнее переименован в его честь, а до этого назывался Рохан. Видимо, это справедливо, т.к. этот царь, обладавший всей полнотой как светской, так и духовной власти (ну прямо как Папа Римский в средние века) настолько увлекся строительством церквей, что не удосужился построить себе даже самого маленького дворца. Так и жил на соседнем холме в шатре.

Все-таки расстояния - вещь относительная.  От Бахр Дара до Лалибелы 310 километров. А посередине находится Гашена. От Гашены до Лалибелы еще 60 километров.-4
Все-таки расстояния - вещь относительная.  От Бахр Дара до Лалибелы 310 километров. А посередине находится Гашена. От Гашены до Лалибелы еще 60 километров.-5
Все-таки расстояния - вещь относительная.  От Бахр Дара до Лалибелы 310 километров. А посередине находится Гашена. От Гашены до Лалибелы еще 60 километров.-6

Сами церкви располагаются группами. Всего их 3. Некоторые соединены между собой подземными переходами. Ну точно, гномы строили!

Я все пытался представить строительство: пришли люди на вершину холма, и решили, что вот то, на чем они сейчас стоят – это крыша церкви. И стали копать вниз. Постепенно откопали стены, колонны, окна, двери и, наконец, ступеньки. То есть, строили церкви не снизу вверх, а сверху вниз. Удивительно! Где-то к полудню с осмотром церквей было закончено. Можно было бы съездить в монастырь, который был построен ранее всех этих церквей, но он находился в 40 км. от города, а учитывая состояние дорог, которые не ремонтировались со времен царя Лалибелы, то это минимум 3 часа туда-обратно на такси.

На улице встретил моих вчерашних знакомых. Они опять звали к себе в гости. Договорились встретится вечером у самой красивой церкви Ст. Джордж, являющейся одним из символов Эфиопии, ну как у нас собор Василия Блаженного, т.к. оттуда открываются красивые виды на закате.

Все-таки расстояния - вещь относительная.  От Бахр Дара до Лалибелы 310 километров. А посередине находится Гашена. От Гашены до Лалибелы еще 60 километров.-7

Затем зашел поменять деньги в банке. Здесь все было намного легче, чем в Шире. Обмен денег ничем не отличался от обмена где-нибудь в Москве. В процессе обмена со мной разговорился один из посетителей банка. На прощание подарил ему российскую копейку. Радости его не было предела! В ответ он пригласил меня в гости в его лавку на чашку кофе по соседству с банком. Ладно, зайду, если не забуду.

По дороге в гостиницу подростки, игравшие в настольный теннис позвали меня поиграть с ними. Я не против. Времени до вечера еще много!

Стол был примерно раза в 2 короче обычного и во столько же раз уже. Примерно на таком мы играли в детстве. Ракетки были деревяшки с сохранившимися кое-где кусками материи. Уж лучше были бы просто деревяшки. Сыграл 2 партии. Одну, видимо с непривычки, проиграл, а другую выиграл.

Когда уходил хозяин стола стал мечтать о деньгах. Ну нет, об этом речи не было, да и вам было еще интересней чем мне! Хотя, впрочем, вот тебе 1 быр и 5 копеек на память. Расстались друзьями.

Вообще в этом городе как-то не напряжно все, и люди приветливые и бесхитростные. Как-то не ожидал такого встретить в Эфиопии!

Немного отдохнул в номере и пошел покушать, а там уже и к Ст. Джорджу пора. Когда шел, мне кто-то стал отчаянно махать из магазинчика. Думал очередной зазывала, ан нет, оказался мой знакомый из банка. Зашел, попил кофе, пообщался немного. Потом пошел в ресторан самой старой гостиницы города, Seven Olives, где по мнению путеводителя лучшая кухня. Кухня может и лучшая, а вот выбор блюд и цены – не очень. По пути купил местных сладостей, чтобы не с пустыми руками идти в гости. В результате приземлился около того кафе, где обедал вчера. Зря. Когда принесли заказ… нет он был съедобный, но уж очень много чили, хотя я предупреждал. А когда спросил, зачем же они положили чили, то ответ был – для цвета! Уж лучше бы краски налили!

А потом я заблудился. Не там свернул, точнее не свернул там где надо. В итоге шел по очень страшной дороге. То есть дорога сама по себе совсем не страшная, скорее даже красивая, но она ежеминутно порождала детей группами и поодиночке. Слава Богу, что их отучили ю-юкать, но каждый из них хотел пообщаться с фаранджи. А фаранджи-то только один, а их – вон сколько!

Когда я понял свою ошибку, то повернул назад, но стало еще хуже: теперь дорога перестала порождать новые толпы, но дети получили законное право идти рядом со мной, т.к. теперь мы двигались в одном направлении. Но наконец-то показался нужный поворот. Здесь уже собрались любители заката, но конечно же, не в таком количестве, как в Багане в Мьянме. Из белых – только я. Какая-то пара даже устроила фотосессию с профессиональным фотографом на фоне церкви и солнца. Я тоже их сфоткал – очень уж колоритно они смотрелись. А вот закат подкачал – солнце спряталось за тучи и больше не показывалось. Не было и Беру с Йоханнесом.

Все-таки расстояния - вещь относительная.  От Бахр Дара до Лалибелы 310 километров. А посередине находится Гашена. От Гашены до Лалибелы еще 60 километров.-8

Но по дороге домой меня догнал Беру. Оказывается, им пришлось задержаться в школе и кофепитие не отменяется. Пошли к ним в гости. Бабушка была удивлена, она думала, что меня испугают условия из жизни, и я больше не приду. На радостях мне подарили шарф, который бабушка соткала своими руками. Я был потрясен. Эти люди, живущие в хижине за 35 долларов в месяц мне что-то дарят?!

Спросили меня, не против ли я, чтобы они пригласили соседей. Наверное, не поверили, что у них был живой фаранджи, а теперь хотят меня предъявить, подумал я. Но пока гости еще не пришли, подарил мальчишкам по ручке, причем для Беру – красивую автоматическую. Он долго отказывался от такого “шикарного” подарка, но я настоял. В разговоре рассказал, что завтра улетаю, заодно поинтересовался сколько будет стоить поездка в аэропорт. Оказывается, дорого – около 300 быр, т.к. с меня возьмут цену за туда-обратно, потому что аэропорт далеко, рейсы редки, и обратно ехать придется порожняком.

Йоханнес сказал, что он ни разу не видел самолет. И тут я в шутку предложил поехать со мной. Надо было видеть, каким счастьем засветилось его лицо. А как же школа? Оказалось, что и здесь все складывается хорошо – у меня утренний рейс, а они учатся во вторую смену. Договорились, что они сами найдут баджадж и будут ждать меня у гостиница в 8 часов утра. на том и расстались.

Но в 8 утра ничего не произошло. Несмотря на мои теплые чувства к Беру и Йоханнесу, опаздывать на самолет не хотелось. Поэтому я выписался из гостиницы и направился ловить баджадж. Но на улице уже дежурил Беру, и сказал, что Йоханнес вместе с баджаджем уже подъезжают.

А вот и он! Загрузились в машину и поехали. Ехать пришлось долго, причем ехали в том направлении откуда я приехал. Я стал волноваться, т.к. никаких указателей на аэропорт, насколько я помню, мы не проезжали. Но вот мы свернули на небольшую дорогу и, наконец, показался аэропорт. Дорога заняла 40 минут. Из-за сложного рельефа местности, аэропорт пришлось расположить достаточно далеко от города.

При подъезде к аэропорту был пост полиции, на котором проверяли документы. Йоханнеса дальше не пропускали, т.к. у него еще нет документа. Жаль. Ведь сама идея совместной поездки состояла в том, чтобы он впервые в жизни увидел самолет. Здесь с ним пришлось попрощаться, а мы с Беру направились дальше.

В аэропорту на прощанье он подарил крестики для моих жены и детей. А вот мне уже нечего ему подарить. Поэтому я, преодолевая его сопротивление, просто дал ему 100 быр – лишними не будут.