«Достань мне этюд Константина, речку в Жуковке. И повесь здесь, передо мной на стене. Я буду смотреть. А если умру, напиши ему в Париж поклон, скажи, что увидимся, может быть, опять на этой речке…» Это была одна из последних просьб художника Василия Дмитриевича Поленова. Через два дня, 18 июля 1927 года, его не стало.
На этюде, который был написан Поленовым в разгар лета 1888 года, — ученик и друг художника Константин Коровин. Речка, о которой идет речь, — Клязьма, а Жуковка — усадьба вблизи Москвы, в окрестностях современного Королева. Три года подряд семья Поленовых снимала здесь дачу у родственников. В Жуковку приезжало много гостей, здесь бывали Валентин Серов, Михаил Нестеров, ученики Поленова — Исаак Левитан, Илья Остроухов. Подолгу жил здесь Константин Коровин. Учитель и ученик много часов проводили на реке, а лодка, в которой Василий Дмитриевич изобразил свою «модель», была куплена ими совместно специально для того, чтобы рыбачить вдвоем.
Их дружба началась за 4 года до этого счастливого солнечного лета. С 1882 года Василий Поленов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, с 1884 года возглавлял здесь пейзажный класс. Выходец из известной дворянской семьи, сын дипломата и писательницы, он был блестяще образован, владел несколькими языками и много путешествовал по Европе и Ближнему Востоку. Кроме того, он участвовал в боевых действиях во время военных конфликтов на Балканах и в период Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, за что был награжден медалью и орденом от Верховного командования Сербии и Черногории. К тому же он уже был автором пользующегося огромным успехом «Московского дворика» и серии работ на евангельские темы, написанных в Палестине, Сирии, Египте.
Поленов познакомил своих учеников с искусством импрессионистов, в своем доме он организовывал для них воскресные рисовальные вечера, где они работали над набросками и обсуждали результаты. Из всех своих учеников больше всего он выделял «Костеньку» — именно так стали называть Коровина в семье мастера. Родители Константина ушли из жизни в период его учебы в училище, и Поленовы стали для него родными и близкими людьми.
Учитель ввел Коровина в дом промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова, где тот стал членом сообщества ценителей искусства и художников — знаменитого «мамонтовского кружка», в котором работали и общались Репин, Врубель, Серов, Васнецов и многие другие. Меценат также пригласил и Поленова, и Коровина работать в своей знаменитой частной опере: вместе с Виктором Васнецовым они трудились над театральными декорациями. Через несколько лет Константин Коровин будет оформлять драматические спектакли Малого и Александрийского театров, оперные и балетные постановки в Большом и Мариинском, а критики станут говорить о нем как о выдающемся театральном художнике начала XX века.
Во время Первой мировой Константин Коровин, как и его учитель когда-то, поступит на военную службу, где станет консультантом по маскировке. А после революции жизнь разведет их навсегда. Василий Дмитриевич будет жить в своей усадьбе в Тульской области, водить по ней экскурсии, писать картины и организовывать занятия для деревенских детей. А его любимый ученик с разрешения наркома Луначарского уедет в Париж, где откроет в себе еще один талант — литературный. Он напишет более четырех сотен рассказов и мемуары, на страницах которых останутся его друзья и близкие. Константин Коровин переживет учителя на 12 лет, будет тосковать по России, но больше на родину не вернется.
Этюды Поленова и Коровина были представлены в Еврейском музее и центре толерантности на выставке «Маленькое искусство», которая объединила работы малого формата, выполненные большими мастерами XIX и XX веков. Среди них и тот самый этюд Поленова, который был написан в дни безмятежного счастья в Жуковке. Сейчас этюд находится в частной коллекции.
Выставка закрылась 5 сентября, эту дату в Еврейском музее и центре толерантности сделали днем открытых дверей.
Справка:
Выставка «Маленькое искусство», состоявшаяся в Еврейском музее и центре толерантности, была организована при поддержке банка ВТБ. На ней было представлено более 130 работ Левитана, Врубеля, Поленова, Коровина, Малевича, Ларионова, Суетина и других известных художников. Картины, наброски, графики, скульптуры для выставки предоставили ГМИИ им. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей-заповедник «Петергоф», музей-заповедник «Абрамцево», Государственный музей архитектуры им. Щусева, музей-заповедник «Царское Село», а также владельцы частных коллекций.