Найти в Дзене

Маска-подвеска «Королева-Мать» родом из Бенина

И снова тебя приветствую, Дорогой Мой Друг, мы опять с тобой встретились, чтобы совершить очередное путешествие в поисках масок. Я тут подумал, что допускаю большое упущение, когда игнорирую в наших исследованиях целый огромный континент, на котором представлены просто невообразимые по своей форме и антуражу маски различных племен. Дабы исправить столь нелепое недоразумение, с моей стороны допущенное, на этот раз мы отправимся с тобой, Мой Дорогой Друг, в Африку, а если еще точнее в Республику Бенин, которая расположена на западе этого знойного континента. По правде говоря Бенин мы посетим с целью познакомиться только с одной уникальной маской, хотя признаем, без всякого сомнения, что это настоящее произведение средневекового искусства - Костяная маска-подвеска «Королева-Мать». Для того, чтобы нам, современным людям, понять ценность этого артефакта, необходимо отправиться на континент Африка, в царство/королевство Бенин в период между 1504 и 1550 годами нашей эры. В 1504 году умирает

И снова тебя приветствую, Дорогой Мой Друг, мы опять с тобой встретились, чтобы совершить очередное путешествие в поисках масок. Я тут подумал, что допускаю большое упущение, когда игнорирую в наших исследованиях целый огромный континент, на котором представлены просто невообразимые по своей форме и антуражу маски различных племен.

Дабы исправить столь нелепое недоразумение, с моей стороны допущенное, на этот раз мы отправимся с тобой, Мой Дорогой Друг, в Африку, а если еще точнее в Республику Бенин, которая расположена на западе этого знойного континента.

По правде говоря Бенин мы посетим с целью познакомиться только с одной уникальной маской, хотя признаем, без всякого сомнения, что это настоящее произведение средневекового искусства - Костяная маска-подвеска «Королева-Мать».

Для того, чтобы нам, современным людям, понять ценность этого артефакта, необходимо отправиться на континент Африка, в царство/королевство Бенин в период между 1504 и 1550 годами нашей эры.

В 1504 году умирает властитель Бенина по имени Озолуа, здесь они именовались термином «Оба», что означает король или царь, собственно нам без разницы, будем для простоты именовать правитель Озолуа. Этот персонаж при жизни имел жену по имени Идеа. У этой парочки было два сына - принцы Эсиги и Архуаран.

Итак, папочка правитель «приказал долго жить» и в одноименном городе Бенин воцарился Эсиги, а в другом значимом городе Удо стал привить его брат Архуаран. Но тут возник очень щекотливый вопрос для их матери Идеа, дело все в том, что по верованиям данного народа после смерти верховного владыки, который считался почти божеством, ну или мистической сущностью, его жена должна была отправиться за ним во след.

Естественно то, что мамаша Идеа совершенно не горела желанием заканчивать свою жизнь таким печальным образом, и вот тут история умалчивает с какой стати ее сынок Эсиги нарушил древние традиции. Но в результате этого святотатства по отношению к догматам того времени, Эсиги объединился с матерью Идеа, собрал армию, с которой выступил против брата Архуарана и у города Удо разбил его начисто.

Здесь нужно сделать ремарку, дело в том, что именно старший сын должен был стать следующим Оба и похоронить усопшего папу вместе с живой мамой. Собственно дальше можно гадать, кто из братьев старший кто младший, но в результате случилось то, о чем нам ведают хроники.

Дальше было следующее: Эсиги становится новым Оба - священным правителем Бенина и отменяет традицию умерщвлять матерей после смерти властителя. Затем сын коронует мать и наделяет ее титулом «Королева-Мать», со всеми прилагающимися почестями, такие как: дворец, слуги, мистическо-божественный статус и так далее.

Я полагаю, Дорогой Мой Друг, ты не будешь спорить, что сыновья любовь к матери похвальна без всякого сомнения, и помимо всяких благ которыми Эсиги осыпал маму, он приказал запечатлеть ее образ в виде резной маски-подвески, которую мастера того времени выполнили из слоновой кости, железа и меди.

-2

Историки считают, что подобную маску правитель Бенина надевал исключительно в особо торжественных случаях. Специалисты до конца не могут прийти к общему мнению, как властитель носил этот уникальный экспонат.

Есть мнение, что маска-подвеска являлась оберегом или амулетом, защищающим носителя от негативного магического влияния. Иные исследователи считают, что маска могла содержать сосуд, в котором содержались лекарства. Есть гипотеза, что маска являлась боевым нагрудником и носилась на груди, хотя сомнительно, что могла защитить от поражения металлическими орудиями. Еще одной версией является идея ношения маски на талии.

Как бы то ни было, доподлинно мы не знаем, как она использовалась, да и не особо это важно, а важно то, что по данной маске мы, Дорогой Мой Друг, можем сделать вывод об исключительной искусности бенинских мастеров того времени.

До наших дней сохранилось, по крайней мере о них доподлинно известно, пять подобных масок-подвесок, которые все находятся в государственных коллекциях Великобритании, США и Германии. Как они там оказались это другая история к теме нашего исследования отношения не имеющая.

Нужно сказать несколько слов о самой маске, которая является поистине бесценным и уникальным образчиком искусства резьбы по кости.

Маска-подвеска является портретом царицы Идии с характерными искусно смоделированными негроидными чертами лица. Женщина изображена в короне из коралловых бусин, которую венчают, как считают многие исследователи, головы португальцев, что символизирует союз Бенина с европейцами. Португальцы были первыми европейцами, которых узнали в Бенине и поэтому еще долго продолжали появляться в искусстве Бенина в тех или иных формах даже после того, как они его оставили.

-3

Головы португальцев разделены символическим изображением бога моря Олокуна, особо почитаемого в Бенине. Под подбородком маски роскошный воротник из коралловых бус. В одной из версий маски воротник также украшен головами португальцев. Ты, Мой Дорогой Друг, можешь в этом убедиться разглядев фото представленные ниже.

-4

По металлической оксидной эрозии можно сделать вывод, что глаза, их очертания и зрачки, а также два странных параллельных шрама на лбу маски когда-то ранее были украшены металлическими пластинами. При помощи медной проволоки были созданы некоторые детали узоров маски-подвески.

-5

Теперь нам осталось подвести итог нашего знакомства с уникальной, по своей художественной и исторической ценности, маской-подвеской «Королева-Мать».

Я выражу свое мнение и думаю ты, Мой Дорогой Друг, не будешь со мной спорить, что именно нарушение традиционно сложившихся устоев в конкретно взятой стране и возможно большая сыновья любовь к матери, стали причиной создания столь уникального артефакта, которым мы можем по сей день любоваться и при этом не забывать восторгаться мастерством средневековых бенинских мастеров.

Ну что же, пора нам с тобой прощаться с Бенином и «Королевой-Матерью», а также поклонимся через века резчикам по кости с Африканского континента. А нас уже ждут очередные путешествия и знакомства на пути в поисках новых масок.

Будем и с Тобой прощаться, Дорогой Мой Друг, до новых встреч!

Скоро увидимся!

Пока!

Фото взяты из открытых источников.