754 подписчика

Миссия, видение и ценности как основа будущего стратегического планирования компании.

201 прочитал
Про миссию, видение и ценности компаний написано много, подробно и основательно. В Интернете легко найти определения этим понятиям.

Про миссию, видение и ценности компаний написано много, подробно и основательно. В Интернете легко найти определения этим понятиям.

Вместе с тем, во многих российских компаниях не уделяют должного внимания этим определениям: живут по принципу - написали и забыли. А ведь данные понятия являются стержнем каждой компании, от которых зависит успех, жизнестойкость и финансовые результаты организации.

Миссия.

Миссия – это призвание, назначение, цель, которую поручено выполнять предприятию на протяжении всей ее деятельности (жизни). Миссия отвечает на вопрос: зачем компания существует? Именно миссия определяет стратегическую структуру компании и оказывает воздействие на формирование ее экономической политики. Из миссии формируются жизненно важные ориентиры на будущее, позволяющие не сбиться с правильного пути, а именно:

1. Миссия определяет поле деятельности компании, границы которого ограничиваются основными видами деятельности. Если компания печет хлеб, то очень маловероятно, что завтра она будет добывать руду или лить металл.

2. Миссия компании определяет временную перспективу. Например, предприятие, которое обслуживает гидроэлектростанцию (ГЭС): её время жизни определяется временем, сколько физически сможет простоять плотина на реке (или появлением новых способов выработки электроэнергии). Объем полезных ископаемых в недрах Земли определяет время жизни компании по её добыче. Оцифровка звука поставила крест на существовании компаний по производству пластинок.

Технический прогресс обнуляет компании, использующие устаревшие технологии, и создает универсальные возможности для появления на рынке новых предприятий.

3. Миссия не предполагает в своем содержании наличие экономических целей. Например, заработать прибыль, выполнить экономические показатели. Посмотрите, для примера, как формулируется миссия крупных российских компаний. Какие цели ставят они перед собой: СБЕРБАНК (мы даем людям уверенность и надежность…), ГАЗПРОМ ( …в максимально эффективном и сбалансированном снабжении потребителей…), НОРНИКЕЛЬ (мы обеспечиваем человечество цветными металлами) и т.д. Миссия – это прежде всего услуга людям, потребителям, человечеству.

4. Миссия формулируется простым языком, понятным всем (от рабочего до руководителя предприятия). Без всяких модных словечек. Только тогда цель будет достигнута.

Видение.

Декларация о видении представляет собой словесную картину того, какой организация хочет стать в будущем – через 10, 15 или 20 лет и т.д. Горизонт событий может быть и должен быть максимально большим. Например, видение будущего компаний Илона Маска (их у него 8) простирается на десятки лет. Он основал SpaceX, чтобы создавать космические корабли, которые в конечном итоге доставят первых людей на Марс. Именно так определено видение этой компании. Жизни одного человека не хватит, чтобы реализовать такие грандиозные планы. Но такой цели нет, чтобы вместить видение компании в жизнь одного человека. Придут другие и продолжат реализовывать его замыслы.

Генри Форд – основатель автомобильного гиганта, не планировал производство автомобилей на время своей жизни. Наоборот. Его дети, внуки и правнуки продолжили начатое отцом дело. В этом философский смысл видения компании.

Ценности

Ценности – это вечные принципы, которыми руководствуется предприятие. Они отражают глубокие убеждения, которые разделяют сотрудники организации и которые проявляются в их повседневном поведении. Ценности компании являются открытым выражением того, как, согласно существующим ожиданиям, должен вести себя каждый работник предприятия. Ценности должны оставаться неизменными на протяжении длительного времени и быть неиссякаемым источником силы организации.

Ценности служат опорой миссии и помогают в достижении целей. Ценности – это культура организации, уровень ее воспитанности. Какие ценности обычно выбирают компании? Это честность и уважение, профессионализм, компетентность, вежливость, добросовестность, авторитетность, достоинство и т.д. Как правило, ценности компании на 90% совпадают с личными качествами каждого сотрудника. Ведь от этого зависит морально-нравственная атмосфера в коллективе. А это, в свою очередь, является источником высокой производительности труда сотрудников, их увлеченности интересным делом, внедрением прорывных идей в деятельность компании.

Например, как вы отнесетесь к тому, что в вашем коллективе будут работать сотрудники - ЛГБТ (лезбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры)? Толерантно (терпимо к чужому образу жизни) или будете категорически против? Что Вы думаете о ваших коллегах по работе, которые рьяно придерживаются каких-то партийных взглядов, участвуют в партийных общественных акциях? Как вы считаете, мешает ли это работе такого сотрудника?

Поэтому обязательно необходимо определить в компании ценности, которыми придерживаются подавляющее большинство сотрудников, иначе могут быть такие проблемы, которые, в легком случае, повлияют на экономические результаты деятельности. А в худшем… не будем загадывать.

Выводы. Переход к стратегии.

Миссия, видение и ценности компании отвечают на вопрос – ЧТО ДЕЛАТЬ? Это основа, фундамент каждой организации. На основании этих понятий формируется стратегия компании. Стратегия компании отвечает на вопрос – КАК ДЕЛАТЬ?

Без миссии, видения и ценностей стратегию не создашь. Что такое стратегия? Стратегия – это план, направленный на достижение целей. Видение определяет цель (как у Илона Маска). Стратегия – логику движения к цели.

Логика стратегического планирования

Стратегический анализ:

Каково наше положение на настоящий момент?

Формулировка стратегии:

Каковы наши цели?

Реализация стратегии:

Каким образом мы планируем их достичь?

Как сформировать стратегию компании? Это огромный пласт знаний и информации. Стратегическое планирование на предприятии- это целая наука. Данный вопрос мы рассмотрим в других статьях.

Автор: Невейкин П.П.

ООО «ГИН».