Коммунистическая партия объявила войну айдолопоклонству, что является частью более широкого подавления того, что она считает токсичной культурой знаменитостей, отравляющей умы молодежи страны.
Китайские онлайн-цензоры годами безжалостно заставляли замолчать политических диссидентов, активистов MeToo, либеральных интеллектуалов, сатириков и всех, кто угрожал нарушить цифровой мир.
Теперь его интернет-обозреватели обратили внимание на «стэн-культуру».
В последние дни китайское правительство предприняло ряд шагов, чтобы обуздать поклонников знаменитостей и фан-клубы, на фоне растущей обеспокоенности официальных лиц тем, что неустанный поиск онлайн-внимания отравляет умы молодежи страны.
В пятницу Администрация киберпространства Китая запретила публиковать рейтинги знаменитостей по популярности. Власти призвали к более строгому регулированию того, что они называли «хаосом» фан-клубов, и их власти над музыкой, фильмами и телевизионными программами.
Правительство также нанесло удар по самим знаменитостям.
Регулирующий орган обвинил актрису Чжэн Шуан в уклонении от уплаты налогов, оштрафовал ее на более чем 46 миллионов долларов и приказал вещательным компаниям прекратить показ контента, в котором она появлялась.
В этом году мисс Чжэн погрязла в скандале из-за суррогатных детей. Сайты онлайн-видео и социальных сетей также удалили упоминания о Чжао Вэй, одной из ведущих актрис Китая, по причинам, которые остались неясными.
Мисс Чжао не ответила на запрос о комментарии в пятницу. Мисс Чжэн извинилась и сказала, что заплатит штраф, добавив, что она чувствовала себя «очень раскаявшейся и виноватой» в письме, опубликованном в ее аккаунте в социальной сети.
Китайские видеосайты быстро подпали под жесткие меры правительства. Популярная видеоплатформа iQiyi на этой неделе отменила свое шоу айдолов — шаг, который, по словам её исполнительного директора, был направлен на «установление четкой границы нездоровым тенденциям в отрасли».
В этом году шоу подверглось критике после того, как фанаты различных участников купили молоко у Mengniu Dairy, спонсора, чтобы заработать больше очков для своих кумиров, а затем выбросили его в больших количествах в канализацию.
Власти также подвергли критике другие проявления того, что они называют «сумасшедшим» фандомом. Некоторые преданные фанаты Криса Ву, популярного канадского певца, задержанного по подозрению в изнасиловании, пытались собрать деньги на его судебные издержки. В социальных сетях фанаты исполнителя рассказали и создали чат-группы, продвигающие «миссию по спасению», очевидно, чтобы помочь ему избежать задержания.
«У меня есть план спасти моего брата», — написал пользователь Weibo. — «Я смотрел «Побег из тюрьмы». Я знаю, как это делать».
Фан-клубы знаменитостей стали чрезвычайно прибыльными для крупных компаний, которые нанимают звезд с большим количеством подписчиков для продвижения своих брендов. Но клубы и некоторые платформы, на которых они размещены, также зарабатывают деньги, взимая с фанатов членские взносы за просмотр фотографий своих кумиров в высоком разрешении или побуждая фанатов тратить деньги на рекламу и продвижение платформ.
По словам Марка Таннера, управляющего директора China Skinny, маркетингового и исследовательского агентства, базирующегося в Шанхае, в настоящее время более половины маркетингового бюджета многих брендов выделяется онлайн-знаменитостям.
«У вас есть это действительно одинокое поколение, и они находят товарищеские отношения через эти виртуальные отношения. Одно поспособствовало развитию другого», — сказал он. — «С точки зрения брендинга нельзя недооценивать силу поклонников. Эти фанаты покупают каждый продукт, который одобряют их кумиры, поэтому все, что вам нужно сделать для продвижения — это получить некоторую форму амбассадорства».
Действия по очистке непослушных фан-клубов и дисциплинированию знаменитостей — пример всё более и более напористой роли, которую правящая Коммунистическая партия Китая под руководством Си Цзиньпина, авторитарного лидера, хочет играть в регулировании культуры.
В 2014 году Си Цзиньпин сказал, что искусство и культура должны быть созданы для служения людям, и с тех пор индустрия развлечений превратилась в идеологическое поле битвы, будь то цензурирование тем, которые считаются пагубными, или сдерживание влияния знаменитостей.
Преследование знаменитостей последовало за недавними нормативными актами в отношении некоторых крупнейших технологических компаний Китая и его индустрии частного репетиторства.
Точно так же, как Пекин обуздал другие отрасли, которые долгое время оставались без внимания, регулирование начинает догонять китайскую онлайн-культуру фанатов, комментирует Хун Хуань, популярная блоггер и издатель журналов в Пекине.
«Я думаю, что проблемы, стоящие перед Китаем и за рубежом, одинаковы - то есть прогресс его технологий превзошел его», — сказала мисс Хунг. «Правоохранительные процедуры не успевают за изменениями в новых технологиях. Так что фан-клубы — это действительно новая технология и маленький монстр, созданный социальными сетями».
Преследование фан-клубов полностью изменило взгляд Пекина на индустрию всего год назад. Государственные СМИ хвалили фан-культуру за продвижение спонтанной «позитивной энергии», ссылаясь на фан-клуб в 2019 году, созданный вокруг вымышленного персонажа, который встал на защиту политики Пекина во время протестов в Гонконге.
В последнее время власти были встревожены более радикальным поведением на фан-форумах, например, сговором между конкурирующими фан-клубами и доксингом, который включает в себя поиск личных данных людей и их публикацию в Интернете.
Эти форумы также нацелены на вторичную экономику, которая выросла из этих фан-клубов, которые побуждают фанатов покупать продукты, которые представляют их кумиры.
«Такое поведение запятнало чистую интернет-экосистему, оказало негативное влияние на физическое и психическое здоровье подростков и вызвало сильную оппозицию со стороны общественности», — говорится в заявлении интернет-регулятора в этом году.
Чтобы держать знаменитостей под контролем, власти также поспешили продемонстрировать, как легко они могут фактически стереть присутствие знаменитости из Интернета. Стирания происходят практически без предупреждений, а иногда и без видимой причины, как это было в случае с мисс Чжао, топовой актрисой индустрии.
Аккаунт госпожи Чжао на Weibo оставался доступным в пятницу, но многие фильмы, шоу и видео, в которых она снималась, были убраны из доступа, как и крупный онлайн-форум, на котором фанаты писали о ней. Ее имя было даже удалено из новых работ, в которых она снималась.
Молчание властей сбило с толку многих ее поклонников.
26-летняя Шерри Фан, кинопродюсер из Пекина, сказала, что была шокирована, когда просматривала сообщения в Интернете о мисс Чжао, ее любимой телеактрисе в детстве и образце для подражания.
«У нее всегда был хороший общественный имидж», — сказала мисс Фан, которая собрала плакаты с мисс Чжао и создала свою первую партию интернет-аккаунтов в китайских социальных сетях, чтобы подписаться на нее. — «Трудно поверить, что такая успешная актриса и режиссер, как она, попала бы в такую ситуацию».
В авторской статье, опубликованной в пятницу вечером в главной газете Коммунистической партии, власти четко заявили об одном: проступкам знаменитостей больше нет места.
«Если вы хотите сделать карьеру в исполнительском искусстве, — говорилось в тексте, — вы всегда должны следовать закону, придерживаться принципов морали».
«В противном случае, коснувшись красной линии закона и морали, — добавлено далее, — вы выйдете на «финишную черту» пути исполнительского искусства».
Оригинал этой статьи опубликован The New York Times 27 августа 2021 года.
Перевод с английского сделала iberg1512 специально для Яндекс.Дзен.
Спасибо за прочтение!
#китай #к-поп #к-поп новости #фанаты #фандом #музыка