Данный материал не является энциклопедией оркестровой музыки и музыкальных коллективов периода указанного в заголовке. Это лишь авторские воспоминания и рассуждения. Попытка осмыслить данное музыкальное явление на эстрадной сцене. Тем более что как раз в тот период, я не был фанатом подобной музыки, а приобщился к ней гораздо позднее. Но, при этом, я жил в то время и эта музыка окружала меня. И я её слушал и слышал.
Вероятнее всего в СССР эстрадная оркестровая музыка считалась территорией свободной от всяких идеологических(и прочих) предрассудков и вообще не являлась политизированной. Именно поэтому эстрадным оркестрам из кап.стран в отношении гастролей в Советском Союзе препонов не возникало. Проще говоря на «пограничных светофорах» им всегда горел зелёный свет. Как и на фирме «Мелодия», где пластинки с записями оркестров п/у Франка Пурселя, Поля Мориа, Джеймса Ласта, Берта Кемпферта и др. выпускались с завидной периодичностью. Особенно в этом отношении везло французам. И вряд ли я ошибусь, если предположу что оркестр п/у Поля Мория в СССР был популярен и любим ничуть не меньше, чем у себя на родине, а возможно и больше. Надо сказать что с Францией у СССР были всегда достаточно тёплые отношения. Французское кино(в первую очередь комедии), французская эстрада (начиная от Эдит Пиаф, Шарля Азнавура, Мирей Матье, Джо Дассена...и заканчивая Жан Мишель Жарром и Дидье Маруани с его «Спэйс»), французская парфюмерия и косметика - всё это наши люди любили гораздо сильней чем идеи социализма (шутка). Впрочем я об этом уже когда-то говорил. Возможно в статье о группе «Спейс» (лень рыться в архивах).
Однако вернусь к разговору об оркестрах. Было время (в 70-е главным образом) когда многие хиты западных поп и рок групп в СССР на пластинках (речь естественно о пластинках фирмы «Мелодия») можно было услышать лишь в инструментальных оркестровых аранжировках. И хотя это было не совсем то,чего хотелось ( а хотелось естественно слушать первоисточник), но неизбалованные отечественные меломаны и этому были рады. Причём помимо сольных пластинок оркестров на виниле часто выходили и сборники типа «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Ну и конечно же многие мелодии вошли в нашу жизнь через голубые экраны телевизора. Потому что популярные оркестровые мелодии нередко становились заставками телевизионных передач. Самый яркий пример: «В мире животных» где в качестве музыкальной заставки использована композиция оркестра Поля Мория "Alouette" ( это лишь аранжировка оркестра, а об авторстве данной композиции есть на Дзене целые статьи, так как история достаточно длинная)
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=2pwPzgRv0B4
Или инструментальная композиция "Манчестер и Ливерпуль" в исполнении оркестра Франка Пурселя( об авторстве и здесь разговор особый) которой долгое время сопровождался "Прогноз погоды" в программе "Время"
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=nv9_MqUL_cA
Случалось и так, что оркестровые композиции зарубежных оркестров наши отечественные исполнители превращали в песни.Так случилось например с композицией El Bimbo оркестра Поля Мория...
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=heBS2R56z8I
...которая в исполнении Марии Лукач стала песней "Мелодия Бимбо"
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=5yt8UfwPdo8
А помните "Эль Кондор Паса" ? На пластинке было написано "народная перуанская песня". Вот она в исполнении оркестра Джеймса Ласта:
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=vyt-LCqxZes
На самом деле тема, которую я затронул, настолько огромна, что первоначальная идея написать одну статью оказалась мягко говоря несостоятельной. Поэтому статей будет несколько, а данный материал это скорее пролог. Рэй Конифф,Оркестр Каравелли и многое другое будут в продолжениях. А на сегодня это всё. Спасибо за внимание и понимание!
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=8Tg9O_R5WHs