Как я был трудником на Соловках

1,7K прочитали

Начнем с того, кто такие трудники. Это не трудновоспитуемые подростки и не люди, испытывающие трудности. Это миряне, которые приезжают в монастырь и выполняют там различные виды работ (послушания) в обмен на кров и трехразовое питание. Трудники на Руси появились тогда же, когда появились монастыри.

 Начнем с того, кто такие трудники. Это не трудновоспитуемые подростки и не люди, испытывающие трудности.

Монастырям трудники нужны потому, что там всегда много работы. А зачем люди становятся трудниками, я расскажу ниже. Почему я захотел стать трудником? Во-первых, я верю в Бога, люблю святые места, всегда хотел пожить в монастыре и давно планировал съездить на Соловки. Во-вторых, мне надоел бесцельный отпуск с ничегонеделаньем. Я решил провести отпуск с пользой. В-третьих, на меня произвёл сильное впечатление рассказ моей знакомой о том, как она была трудницей (правда, на Валааме). В-четвертых, это новый и необычный опыт. Загоревшись идеей поехать трудником на Соловки, я начал гуглить информацию об опыте людей, которые уже сделали это. То, что я прочитал, мне понравилось. Затем я залез на сайт Соловецкого монастыря и узнал, что перед приездом или по приезде в монастырь потенциальному труднику необходимо пройти собеседование у священника, который курирует это направление. Я позвонил по указанному на сайте номеру и через пару часов уже проходил телефонное собеседование с благочинным. Он поинтересовался у меня, кто я и откуда, пью ли я, курю ли я, посещаю ли церковь. Услышав, видимо, правильные ответы, батюшка резюмировал: «Приезжайте». Выехав в 6 утра из Петербурга, в 11 вечера я уже был в карельском городе Кемь (тот самый, вокруг которого расположилась легендарная Кемска волость из «Ивана Васильевича»). Из Кеми я за 15 минут и 350 рублей доехал до поселка Рабочеостровск, от которого ходят катера и теплоходы на Соловки. Кстати, в этом поселке снимался фильм «Остров» Павла Лунгина. Отлично поужинав в ресторане «Кемска волость», я решил перед полной лишений жизнью трудника переночевать в комфортабельной гостинице «Причал». Рано утром на следующий день я сел на монастырский катер «Святитель Филипп», следующий на Соловки.

 Начнем с того, кто такие трудники. Это не трудновоспитуемые подростки и не люди, испытывающие трудности.-2

На этот катер нужно записываться заранее, позвонив в паломническую службу Соловецкого монастыря. Утро выдалось невероятно солнечным. С борта катера монастырь в лучах северного солнца казался очень гостеприимным местом. Спойлер: так оно и оказалось.

 Начнем с того, кто такие трудники. Это не трудновоспитуемые подростки и не люди, испытывающие трудности.-3

Монастырь расположен на Большом Соловецком острове. По соседству с монастырем есть поселок Соловецкий, в котором вы найдете: минимум 5 гостиниц почти на любой вкус и кошелек, аэродром (в него трижды в неделю летает 16-местный самолет из Архангельска; в сентябре 2021 года это удовольствие стоило 5600 в один конец; лететь 45 минут), несколько велопрокатов, штук 5 кафе и ресторанов, несколько сувенирных лавочек, продтовары и хозтовары, больницу с тремя врачами и аптеку при ней. Из любопытного: на Соловках нигде не торгуют сигаретами (хотя алкоголь продают); в поселке есть один (!) полицейский, периодически объезжающий свои владения на автомобиле, и отделение «Сбера», в котором деньги с карты вы можете снять только с помощью оператора за окошком: банкомата там нет. Оператор, кстати, очень похож на батюшку.

 Начнем с того, кто такие трудники. Это не трудновоспитуемые подростки и не люди, испытывающие трудности.-4
 Начнем с того, кто такие трудники. Это не трудновоспитуемые подростки и не люди, испытывающие трудности.-5

В более-менее крупных населенных пунктах на островах работают только «Мегафон» и «МТС». Отъезжаешь на километр от поселка, и связи нет никакой. 

Итак, краткая прогулка по поселку, визит в паломническую службу (где, кстати, я предъявил отрицательный ПЦР-тест), и вот один из батюшек уже показывает мне мою койку в общей келье и выдаёт идеально выглаженное постельное белье и полотенца. В келье стоит еще около 15 кроватей. Здесь живут трудники. Здесь предстоит прожить неделю и мне.

 Начнем с того, кто такие трудники. Это не трудновоспитуемые подростки и не люди, испытывающие трудности.-6
 Начнем с того, кто такие трудники. Это не трудновоспитуемые подростки и не люди, испытывающие трудности.-7

Как видно по фотографии, до евроремонта там далеко. Но жить там было вполне комфортно. Однако человек, который в последний раз спал в компании других 15 людей в пионерском лагере или вообще никогда не спал в общей комнате, испытает там шок. Около десяти вечера в келье выключается свет. Кто-то ложится спать, но это не мешает другим братьям ходить по комнате, общаться и смеяться. В общем, если вы — существо нежное, берите туда маску для сна и беруши: это вам поможет абстрагироваться от шума. Правда, один из братьев (а трудники называют друг друга братьями), услышав мои жалобы на храп соседей по келье по ночам, объяснил мне, что это искушение. И что я должен поработать над собой, чтоб не обращать на такую ерунду внимания. И ведь он был прав. Через 5 дней я спокойно спал, несмотря на храп соседей. Строгого времени подъема у трудника нет. Главное, чтоб в 9.30 или в 10 (в зависимости от дня) ты был на разводе — распределении обязанностей среди трудников на первую половину дня. Работу распределял добрейшей души священник, в миру — сын известного на всю страну актера. 

Вернемся к времени подъема. Нежиться в постели до 9.25 у вас не получится. Во-первых, потому что некоторые братья просыпаются в шестом часу и идут на утреннюю службу (на службы в храм, естественно, вас никто ходить не заставит — дело добровольное). А во-вторых, потому что в 9 утра — завтрак в трапезной. Перед завтраком принято молиться: на тех, кто не молится, смотрят косо. Перед трапезой братья желают друг другу не приятного аппетита, а «ангела за трапезой». Вместо «спасибо» говорят: «Спаси, Господи!». Хотя «спасибо» и есть видоизмененное «Спаси, Бог!».

 Начнем с того, кто такие трудники. Это не трудновоспитуемые подростки и не люди, испытывающие трудности.-8

Завтраки, обеды и ужины в монастыре вкусные, хоть в меню никогда и не бывает мяса. Зато бывает вкуснейшая камбала из Белого моря. Вернемся к утреннему разводу, то есть распределению обязанностей между трудниками. Что я делал в течение недели, проведенной в монастыре: смолил бревна, колол и раскладывал дрова, сортировал зерно по мешкам и перетаскивал эти мешки, разгружал баржу и разносил продукты с нее по складам, таскал поддоны из одного места в другое. Всё это я делал, естественно, в компании коллег. В общем, приятный физический труд.

 Начнем с того, кто такие трудники. Это не трудновоспитуемые подростки и не люди, испытывающие трудности.-9
 Начнем с того, кто такие трудники. Это не трудновоспитуемые подростки и не люди, испытывающие трудности.-10
 Начнем с того, кто такие трудники. Это не трудновоспитуемые подростки и не люди, испытывающие трудности.-11

После утреннего труда в час — обед, потом дневной развод, в шесть — ужин, а затем — свободное время. В 11 вечера монастырские ворота закрываются. А до этого времени делай что хочешь и где хочешь. Можно общаться с братьями в келье, можно гулять по монастырю и окрестностям, кормить чаек у Святого озера, посидеть в кафе в поселке или сходить на вечернюю службу. По вечерам вторников и пятниц для трудников топится шикарная баня. Рядом с баней бежит шустрый ручеек, в который можно окунаться. Работают трудники по пятидневке. В субботу работа бывает, но редко. В дни православных праздников и по воскресеньям в монастыре никто не работает. А праздников в календаре православного христианина очень много. В предпраздничные дни — сокращенный рабочий день. В общем, свободного времени у трудника много. И использовать его нужно для экскурсий и поездок по островам. Я успел сходить на экскурсию по монастырю, съездить на на потрясающий остров Анзер, побывать на обзорной экскурсии по Большому Соловецкому острову и пройти на лодке по озерам и каналам того же острова. Обо всем этом подробнее напишу в следующих статьях. Но если кратко, то я в восторге.

Помимо красот и истории островов, меня впечатлили люди в монастыре. Среди коллег-трудников был народ со всей России: из Курска, Архангельской и Ивановской областей, Мурманска, Находки, Москвы и Петербурга. Возраст — от 30 до 60. Профессии - самые разные. Все — воцерковленные люди. Все — адекватные, умные, добрые, внимательные друг к другу и с отличным чувством юмора. Братья часто иронизируют на тему того, что в монастыре благословляется, а что — не благословляется. Напоминают друг другу о том, что, например, есть втихомолку в келье по ночам не благословляется! Кстати, несмотря на то, что курение, разумеется, не благословляется, в монастыре есть отдельная келья для курящих трудников. В келье курить нельзя, но селят курильщиков в любом случае отдельно от других. Также отдельно селят особенно заслуженных трудников, которые ездят в монастырь много лет подряд. Таким ребятам могут выделить даже по индивидуальному домику. 

Многие из тех коллег, с кем я там познакомился, приехали на Соловки трудниками в пятый или в шестой раз. Многие трудились не только на Соловках, но и в других монастырях — на Валааме, в Оптиной Пустыни и так далее. Приезжают в среднем на месяц. Отвлечься от мирской суеты, подумать о душе, помолиться и отдохнуть в прекрасном месте. Приезжают круглый год: если ты на хорошем счету у батюшек, тебя без проблем будут пускать в монастырь трудником снова и снова. Если ты потрудился минимум месяц, тебе полагаются бесплатные паломнические экскурсии по островам и бесплатный обратный билет на теплоход до Рабочеостровска. В день отъезда (а теплоходы с острова уходят вечером) тебе дают выходной, в который ты, тем не менее, можешь (по желанию) вымыть пол в келье, в коридоре рядом с ней и навести порядок в общем туалете. Такова традиция. Перед отъездом нужно получить благословение у благочинного (того самого, который принимал тебя в трудники). За неделю, проведенную на Соловках, я ни от кого не слышал резкого или грубого слова. Никто не был раздражен. Никто никуда не спешил и не из-за чего не нервничал. Люди спокойно обходились без смартфонов. Я каждый день слушал потрясающие проповеди и красивейшее церковное пение, погружался в историю родной страны и доставлял себе удовольствие физическим трудом на свежем воздухе. Я познакомился с множеством интересных людей. Конечно, я хочу снова приехать трудником на Соловки. И вам советую!