9,3K подписчиков

Подземные пороховые погреба на острове Русский. Построены еще при царе

3,4K прочитали
Владивосток - это не только своего рода столица русского Дальнего Востока, но и место, где до сих пор можно увидеть хорошо сохранившиеся фортификационные сооружения "царской" эпохи.

Владивосток - это не только своего рода столица русского Дальнего Востока, но и место, где до сих пор можно увидеть хорошо сохранившиеся фортификационные сооружения "царской" эпохи. Эти тоннельные погреба на мысе Экипажном (о. Русский) еще недавно использовались военными, что помогло им избежать полного разграбления.


Пороховой погреб №13 строился в 1912-1915 годах по типовому проекту. Всего в толще горы было построено пять тоннелей, один из которых был предназначен для хранения взрывателей, два для хранения снарядов и два для зарядов.

Владивосток - это не только своего рода столица русского Дальнего Востока, но и место, где до сих пор можно увидеть хорошо сохранившиеся фортификационные сооружения "царской" эпохи.-2

Погреба официально признаны частью памятника "Владивостокская крепость". Один из погребов даже работает как музей, остальные же погреба закрыты и никак не используются. Удивительно, но на входах в заброшенные погреба сохранились старые защитные двери. Если бы не военные, мародеры бы сразу утащили эти двери в металлоприемку.

Владивосток - это не только своего рода столица русского Дальнего Востока, но и место, где до сих пор можно увидеть хорошо сохранившиеся фортификационные сооружения "царской" эпохи.-3

Помимо дверей, напротив хранилищ сохранились даже поворотные круги и узкоколейка, по которой тележки с "грузом" могли передвигаться вручную. Над порталом этого и остальных тоннелей видно воздухозаборник в виде башни. Также порталы всех хранилищ оборудованы сквозником для защиты тоннеля от ударной волны и осколков.

Владивосток - это не только своего рода столица русского Дальнего Востока, но и место, где до сих пор можно увидеть хорошо сохранившиеся фортификационные сооружения "царской" эпохи.-4

Музейный погреб, конечно, тоже достоин посещения, но меня больше интересовали именно заброшенные тоннели. На приведенной ниже схеме красным цветом выделен музей. Расстояние между тоннельными хранилищами составляет около 40м.

Владивосток - это не только своего рода столица русского Дальнего Востока, но и место, где до сих пор можно увидеть хорошо сохранившиеся фортификационные сооружения "царской" эпохи.-5

Входная защитная дверь одного из хранилищ была гостеприимно приоткрыта.

Владивосток - это не только своего рода столица русского Дальнего Востока, но и место, где до сих пор можно увидеть хорошо сохранившиеся фортификационные сооружения "царской" эпохи.-6

Вид изнутри на вход. Ближняя защитная дверь обычно закрыта, туристов сюда не пускают.

Владивосток - это не только своего рода столица русского Дальнего Востока, но и место, где до сих пор можно увидеть хорошо сохранившиеся фортификационные сооружения "царской" эпохи.-7

На входе в зал хранилища до сих пор стоят оригинальные двери. Им больше ста лет.

Владивосток - это не только своего рода столица русского Дальнего Востока, но и место, где до сих пор можно увидеть хорошо сохранившиеся фортификационные сооружения "царской" эпохи.-8

Главный зал хранилища, на полу видно узкоколейку. Общая ширина тоннеля составляет 8м.

Владивосток - это не только своего рода столица русского Дальнего Востока, но и место, где до сих пор можно увидеть хорошо сохранившиеся фортификационные сооружения "царской" эпохи.-9

В хранилище сохранился оригинальный блок узкоколейки 1906 года. Производства РБМО.

Владивосток - это не только своего рода столица русского Дальнего Востока, но и место, где до сих пор можно увидеть хорошо сохранившиеся фортификационные сооружения "царской" эпохи.-10

В конце расположен вентиляционный ствол. Ещё один воздухозаборный оголовок располагался прямо над порталом сооружения. Оголовок имел специальную конструкцию, благодаря которой он всегда был повернут против ветра, что помогало поддерживать в тоннеле естественную вентиляцию. За внешние сходство с хвостом рыбы, подобные воздухозаборники иногда называют "рыбьим хвостом".

Владивосток - это не только своего рода столица русского Дальнего Востока, но и место, где до сих пор можно увидеть хорошо сохранившиеся фортификационные сооружения "царской" эпохи.-11

Стоит упомянуть и архитектурную особенность хранилища. Грубо говоря, зал хранилища расположен внутри тоннеля таким образом, что между стеной хранилища (слева) и стеной тоннеля (справа) был оставлен широкий проем. Такая воздушная подушка помогала поддерживать необходимую температуру, способствовала лучшей вентиляции и, в теории, обеспечивала лучшую защиту при детонации соседних пороховых погребов.

Владивосток - это не только своего рода столица русского Дальнего Востока, но и место, где до сих пор можно увидеть хорошо сохранившиеся фортификационные сооружения "царской" эпохи.-12

Эта "слоеная" конструкция хорошо видна на схеме в музейном тоннеле. Справа показан разрез тоннеля, а слева видно схематичное изображение "рыбьего хвоста" над порталом и вентиляционный ствол хранилища.

Владивосток - это не только своего рода столица русского Дальнего Востока, но и место, где до сих пор можно увидеть хорошо сохранившиеся фортификационные сооружения "царской" эпохи.-13

На выходе из хранилища не мог не сфотографировать ручку от защитной двери.

Владивосток - это не только своего рода столица русского Дальнего Востока, но и место, где до сих пор можно увидеть хорошо сохранившиеся фортификационные сооружения "царской" эпохи.-14

Напоследок решил осмотреть оставленный военными ДОТ. Раньше эта огневая точка стояла на бетонных блоках.

Владивосток - это не только своего рода столица русского Дальнего Востока, но и место, где до сих пор можно увидеть хорошо сохранившиеся фортификационные сооружения "царской" эпохи.-15

Другие мои подробные статьи про уникальные подземные сооружения можете прочитать по ссылкам:

На этом всё, спасибо за внимание. Дорогой читатель, подписывайся на канал, впереди еще много интересного!

Мы много путешествуем по России и за её пределами, спасибо большое каждому, кто прочитал до конца эту статью. При желании, Вы можете дополнительно поддержать публикации на этом канале, так как поездки мы оплачиваем самостоятельно: 5106 2180 3513 1655
Спасибо!