Найти тему

Жанр детектив. Зачем читать детективы?

В моей жизни было много случаев, когда я говорила, что читаю детективы, а в ответ получала взгляд полный сарказма. На самом деле мало, кто знает, что вообще это за жанр и как сильно он влияет на людей.  Хотя истории о расследовании и поиске преступника уже многие годы становятся одними из самых популярных у читателей по всему миру. По книгам в жанре детектив снимают фильмы и сериалы, создают игры и квесты. В детективе есть тайна, а это магический магнит для читателя. Разгадка интересует всех.

Детектив — это фантастический жанр, который родился под пером романтиков. Их восприятие мира разительно отличается от большинства. Романтики делят жизнь на мистическое и реальное. В литературе даже существует понятие такого деления — двоемирие. Белинский однажды сказал: «Романтик высоко говорит, но дурно поступают». Хорошие слова на бумаге не всегда влекут за собой правильные действия, а иногда они бывают и во все опасны. Например, Александр Грин (автор повести «Алые паруса») писал о тонких и ранимых натурах, эти нежные образы писал с собственной возлюбленной. Однако Грин относился жестоко с дамой сердце и даже однажды стрелял в неё в порыве ревности. Чем вам не доказательство того, что романтики создали жанр, где расследуют убийства?

Детектив — это всегда задача с тремя неизвестными. Кто убил? Как убил? Зачем убил?

И для того, чтобы узнать виновника преступления сначала надо понять, зачем он это совершил. Далее выбрать героев, у которых был мотив. Затем восстанавливаются события, а дальше личность убийцы станет очевидной.

По данной формуле сюжета написаны практически все классические детективы. Вроде историй о Шерлоке Холмсе или о Мисс Марпл. Придумал эту схему Эдгар Аллан По в 1841 году, так первым детективом считается его произведение «Убийство на улице Морг». Убитые мадам Л Эспане и её дочь Камилла проживали на улице Морг, в собственном доме, половину которого они сдавали внаём. Злоумышленники задушили и утаили тело Камиллы в дымоходе, а тело вдовы с перерезанным горлом обнаружили на улице, со стороны двора.

И все же он был не первый! Эдгар Аллан По взял сюжеты из мемуаров Видока.

Эжен Франсуа Видок — французский преступник ставший одним из первых современных частных детективов и «отцом» уголовного розыска. Его дневник были безмерно популярны. И покорили не только Эдгара Аллана По, но и Гюго, и Бальзака.

Если же заглянуть еще дальше в историю, то расследования в литературе появились еще в 4 веке до н.э. в великой трагедии Софокла «Царь Эдип». Грубо говоря, вся книга построена на убийстве. Отец Эдипа, царь Лай, испугавшись предсказания о том, что его сын от Иокасты будет его убийцей, решил избавиться от ребёнка. Все же по случайности предсказание сбывается. Хотя сам Эдип не знает, что убил отца, поскольку рос в другой семье. Спустя 15 лет. Пытаясь найти причину чумы, жители города обращаются к дельфийскому оракулу, который говорит о необходимости найти и изгнать убийцу царя Лая. Поиск убийцы доводит Эдипа до горькой истины: убийца Лая — он сам. (Вот умели сочинять! Там еще Эдип случайно женился на своей матери).

Литература не стоит на месте, поэтому со временем писатели отошли от правил повествования Эдгара Аллана По. С самого начала автор может сказать читателю, кто убийца или во все вести рассказ от его лица. Например, в детективной трилогии Стивена Кинга «Мистер Мерседес» сюжет идет параллельно от лица антагониста — маньяка-террориста и протагониста — полицейского в отставке. Книга рассказывает историю отставного полицейского, который после выхода на пенсию пытается докопаться до истины в нераскрытом преступлении. Восемь убитых и пятнадцать раненых на счету бесследно исчезнувшего убийцы, протаранившего на «мерседесе» ни в чем не повинных людей.

-2

В 21 веке сложно найти более разнообразный в стилевом плане жанр, чем современный детектив. Это могут быть и детективы «головоломки», в которых нет так такого преступления, и шпионский детектив или полицейский, а может вообще психологический-триллер детектив. Какой из них лучше? Каждый решает для себя сам,

Детективная литература отражает потребность современного человека, испытывающего эмоциональные перегрузки на время отключить сферу чувств. Настоящие детективы, как правило, не терзают читателя нравственным выбором. Мы всегда испытываем сочувствие к жертвам жестокого преступления, но читатель детектива подходит к истории о несправедливости и насилии «холодно». Ум занят, а сфера эмоций пребывает в относительном покое. И этот опыт очень полезен. Чтобы решить задачи в реальной жизни, стоит посмотреть на них со стороны. Учиться этому можно и у знаменитых сыщиков.

Любая умственная нагрузка, связанная с тренировкой логического мышления, полезна как профилактика болезней мозга, например, болезни Альцгеймера. Гимнастика нужна не только нашим мышцам, но и уму. Каждый раз, погружаясь в хороший детектив, читатель вступает в соревнование с сыщиком. Стремится установить истину раньше сыщика. Если до последней страницы не может вычислить преступника, то это хороший детектив. Детективному жанру отдавали должное многие серьезные ученые. Например, академик Владимир Вернадский.

-3

Бдительность — еще одна сторона внимательности, свойственная детективному мышлению. Во многих детективах описываются ситуации, когда преступником становится не какой-то явившийся издалека посторонний злодей, а близкий человек, друг, коллега или родственник жертвы. Увы, криминальная статистика говорит о том же. Любитель детективов даже подсознательно будет аккуратнее с людьми.

Читатель детективов чаще и острее ощущает удовлетворенность своей жизнью. Пережив встряску, читая о страшных событиях, человек в очередной раз убеждается — счастье может состоять уже в том, что в его реальной жизни никаких детективных историй нет. Пусть размеренная и спокойная жизнь и не так разнообразна, как порой хотелось бы.

#ДЕТЕКТИВ #КНИГИ #литература #шерлок холмс