Отвечает протоиерей Фёдор Бородин, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке: Не только у каждого из нас, но у Самого Господа был любимый ученик, Иоанн. Это не значит, что остальных апостолов Иисус любил меньше. "Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса", – это слова апостола Павла.
Слушайте радио Радонеж ОНЛАЙН
Для удобства пользуйтесь приложением. Бесплатное приложение "Радио "Радонеж" к смартфонам и планшетам можно скачать через Apple Store и Google Play.
Иоанн Богослов был ближе всех к Иисусу в Его человеческой ипостаси. Он был самым молодым, его изображают безбородым юношей. И он больше всех доверял Учителю. Только ему на Тайной Вечере Господь открыл, кто Его предаст, потому что кто-то другой, например, Пётр, просто растерзал бы Иуду. А Иоанн видел, что Спаситель знает о предательстве, но ничего не делает, и верил, что так надо.
Иоанн жил в беспредельном доверии к Богу. Поэтому именно ему было дано Откровение о последних временах мира. Он вдохновением Духа Святого написал Апокалипсис. Его называют любимым учеником Иисуса.
У каждого из нас есть святой, которого мы особенно любим, стремимся его икону дома иметь и обращаемся к нему со всеми молитвами. Читая Жизнеописания святых, мы видим людей, на поступки и характер которых наше сердце откликается и узнает тех, с кем мы бы постарались подружиться, если бы жили с ними в одно время. Это могут быть великие святые, например, Святителя Николая почитают даже мусульмане. Или может быть малоизвестный древний святой, о котором мы что-то особенное узнали, и он стал нам по сердцу.
Один из самых любимых моих святых – Акакий Милетинский. Милет это город-порт Эфеса, куда апостол Павел, отправляясь в Иерусалим, призвал пресвитеров Эфесской Церкви и беседовал с ними. Это Греция, земли мало и она каменистая. Если дождя нет – неурожай, дети умирают от голода, выход: или умереть от голода, или продаваться в рабство.
Вот в такой засушливый год люди пришли к владыке Акакию, прося отслужить молебен, чтобы пошёл дождь. Владыка взял всё необходимое – чашу, хлебы, созвал весь клир своей епархии, всех, кто просил его молиться, всех чад. Пришёл в поле, поставил стол, начал служить Литургию.
По церковному уставу, на проскомидии в чашу вливается вино и немного воды. В память о том, что кровь и вода истекли из пробитого ребра Христа, когда сотник пробил Его тело копьем. Так всегда пили, и на Тайной Вечере, в чаше, на которую Христос показал и сказал «это кровь Моя», вино разбавляли водой.
И вот подходит Евхаристический канон. А тогда четких молитв благодарения не было, каждый мог хвалить и просить Бога, исходя из того, что у него сейчас на сердце. И владыка начинает молиться: "Господи, что нам делать? У нас нет воды. Мы все умрем. Нельзя нарушать чин Литургии, а из-за того, что нет воды, я его нарушил - воды в чашу не налил. Господи, пока Ты не пошлешь дождь, я от Тебя не отстану".
Такое дерзновение – стоит и молится. И так было, пока не пошел дождь. Все намокло, дороги стали грязными, поле развезло, но все счастливы. Закончили Литургию под дождем, все мокрые и счастливые, причастились Тела и Крови Христовых.
Иногда звучит вера в то, что Господь ближе всего человеку на Евхаристии. Поэтому этого святого я очень люблю, он мне близок. У каждого, конечно, из новомучеников есть любимые святые. О них много известно. Если о древних святых известны краткие сведения, есть краткие жития, то о новомучениках известно очень много. Письма, фотографии, документы. И вдруг перед тобой человек открывается в своей глубине, в своей боли, молитве, крепости, уповании. Он сразу становится очень близким.
Бывают любимые иконы. Расскажу историю иконы Смоленской Пресвятой Богородицы, которая находится в нашем храме.
Был такой древний русский город Корчева. В 30-е годы, когда на Волге строили систему водохранилищ, этот город был затоплен. Жителей перевезли в другие поселения, часть домов перевезли, а храмы взорвали и уничтожили всё, что в них было: ризы, сосуды, иконы, кресты рубили топорами, сжигали. Было утеряно колоссальное количество памятников церковного искусства, которым было место в любом музее мира.
В городе Корчева было два каменных храма, один – двухэтажный из красного кирпича, построенный во второй половине 19 века. Сейчас, когда уровень воды невысок, островок битого кирпича иногда возвышается над водой в этом месте водохранилища, это все, что осталось. Верхний храм был Преображенским, нижний посвящён Смоленской иконе Пресвятой Богородицы – главной святыне города Корчева.
Смоленская икона Божией Матери, написанная в годуновское время в XVII веке, была самой почитаемой святыней этого края. Ее возили, носили с крестными ходами. Она прославилась чудесами, особенно во время холерной эпидемии, и это описано в церковных ведомостях Тверского уезда. В одной деревне есть храм, который поставлен жителями по обету жителями, потому что к ним не дошла холера, принесли икону, и никто из всей деревни не заболел.
Икона была спасена и оказалась в селе Федоровское, которое стало прибрежным селом, где есть большой Успенский храм. Там икона пребывала с 1932 года до 1949 года. Священник, который служил там, признал в ней святыню корчевской земли, ежедневно служил перед ней молебен. В 1949 году он умер. Власти не разрешили прислать туда другого священника, и через какое-то время захватили храм, сделали там хранилище колхозной техники, зерна. Храм стал течь, разваливаться, рушиться и икона пропала. Где она - неизвестно.
А теперь история со стороны нашего храма. В 1994 году ко мне обратился мой друг Алексий, сказал, что есть икона, которую некуда девать. Родственник купил в Федоровском дом, в котором на чердаке икона, в никаком состоянии. Просит её забрать, потому что он далек от Церкви и заниматься этим не будет.
Рассказали её историю: когда село стало прибрежным, икона приплыла по воде к крыльцу этого дома. Эти слова заставили меня испугаться, и я согласился её забрать. Согласно показаниям усопшей хозяйки дома, которая хранила икону, та была не просто перевезена на лодке, но сама по разлившемуся водохранилищу доплыла до этого дома.
Икона хранилась на чердаке несколько десятилетий, с 1949 по 1994 год, и была в страшном состоянии, доска в плохом состоянии, по краям сильно утрачена, истлела. А живопись масляная, примерно конца XIX века, невысокого уровня, провинциальная совсем. Два приглашённых реставратора не заметили древность иконы и не стали делать рентген или расчистку, посчитали, что икона не представляет большой ценности. А денег на подробное исследование у храма не было.
Очень долго икона хранилась в алтаре за алтарным шкафом. От решительных действий меня останавливало только то, что она вот так приплыла по воде. Поскольку ее предложили забрать в наш храм, тут чувствовалось продолжение этой воли.
В 2017 году одна наша замечательная прихожанка, реставратор высокого уровня Елизавета Старцева предложила попробовать ее размыть. Пришлось взять большую машину, чтобы отвезти икону к ней домой. Первым делом она размыла лик Младенца, прислала мне Его фото. Сразу стало понятно, что это письмо XVII века.
Я возблагодарил Бога за то, что я не утилизировал ее, что Господь вразумил рабу Свою заняться иконой. Через два года она стала главной Богородичной иконой нашего храма. Мы закрепили ее в трапезной части на стене, к ней можно подойти и приложиться даже когда центральная часть храма закрыта.
Для нас это великое утешение, потому что никакого отношения к уничтоженному и исчезнувшему городу Корчева наш храм не имеет, но почему-то Матерь Божия сберегла эту икону и промыслила так, что она попала к нам. Это наше утешение и радость, свидетельство попечения Богородицы о нашем храме, о нашей общине. Приглашаю всех. Улица Маросейка, 14, с утра и до вечера приходите поклониться чудесному древнему образу. В воскресение в 17 часов мы всегда служим параклисис, канон с акафистом и водоосвящением.
Дорогие читатели, может быть, у вас в семье хранится икона с интересной историей? Расскажите о ней в комментариях.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить следующую статью!
Дорогие братья и сестры, радио и газета “Радонеж” существуют исключительно благодаря вашей поддержке. Вы можете оказать нам посильную помощь любым удобным удобным вам способом