2,7K подписчиков

Юность начала прошлого века. Воспоминания моих родных

История каждой семьи – это история государства в целом. История в лицах. События в стране прокатились по судьбам, оставив на них глубокие отпечатки. Собственно говоря, жизнь обычных людей и составляет историю.

До революции

Мой дедушка, Александр Семёнович Букато, увёз мою бабушку Марию Константиновну Ильинскую, прямо из-под венца. Украл по дороге в церковь, когда она ехала венчаться с другим, и женился сам. В результате этой любви родилась чудненькая кудрявенькая девочка Ирочка.

Александр Семёнович и Мария Константиновна, мои дедушка и бабушка
Александр Семёнович и Мария Константиновна, мои дедушка и бабушка

Алесь (так звали его близкие) закончил учительскую семинарию в Несвиже, а Мария – минскую учительскую гимназию. по тем временам это считалось очень хорошим образованием. Эти люди имели совершенно разное происхождение. Предки Алеся – крепостные, принадлежавшие Радзивилам.

Его отец, едва умевший читать, был знахарем, шептуном, к которому народ съезжался со всей округи. Завидев чужую телегу, подъезжающую к их дому, сыновья, имеющие образование, смеялись:

- Профессор, к тебе на приём.

Смех смехом, но даже ни во что не верующая Ира признавала, что каким-то образом он помогал, хвори уходили.

Пришла революция. Замок в Несвиже опустел. Среди бушующих страстей местная интеллигенция взялась охранять его от разграбления. Среди них был и Алесь Букато. Долго ждали представителя советской власти, чтобы передать ценности, и советская власть явилась в лице прискакавшей верхом девчонки в кожанке с наганом на боку. Девчонка приняла замок и ускакала обратно.

Несвижский замок
Несвижский замок

Советской власти было не до культуры. Но много лет спустя девчонка стала актрисой Еленой Лаговской, её отец был городовым в Червене, маленьким городком под Минском. Будущий муж их Ирочки, Зелик, его прекрасно знал.

Городовой был достойным, уважаемым человеком. Он хорошо относился к людям, был внимательным и справедливым, даже с каждым червеньским пацаном здоровался за руку. Когда наступила пора репрессий, его даже советская власть не тронула.

Корни

Мария Константиновна была дочерью священника церкви Петра и Павла в Минске. Ира часто вела с ним теософские споры, рассказывала про эволюцию. Он внимательно слушал, никогда не перебивая, а потом задумчиво возражал:

Вот сколько лет живу, а курица как была курицей, так и осталась.

Мать её, глубоко верующая женщина, наполовину еврейка из выкрестов (евреи, принявшие христианство). Это не доказано, но есть предположение, что предки её отца происходили из рода Грязновых. Да, тех самых опричников.

Иван Грозный часть рода вырезал, остальных сослал в Тверь в монастырь, изменив им фамилию на Ильинские, по названию обители. А корни в Твери у нас есть точно. Вполне возможно, что в Ирине смешалась кровь опричников и крепостных.

Жили Ильинские в районе Немиги. Рядом на нынешней площади 8 марта был рыбный рынок. Мария ходила через него в гимназию. Запах вьелся в кровь и в кости. С тех пор она терпеть не могла рыбу. А брат её, Александр Константинович, женился на той самой Елене Логовской. Будучи уже известным артистом, он говорил:

- Хорошо работать в Беларуси, здесь все всех знают.

 Народный артист Беларуси (1938г.). Лауреат Гос. премии СССР (1946 г.). Народный артист СССР (1953 г.). Брат бабушки.
Народный артист Беларуси (1938г.). Лауреат Гос. премии СССР (1946 г.). Народный артист СССР (1953 г.). Брат бабушки.

Репрессии

Во время войны их отец, Константин Ильинский, спасал евреев, записывая их христианами, спас он и бежавшего военнопленного, спрятав его у себя. А после войны был репрессирован, сослан. Вернулся совсем больным и вскоре умер. Спасённый военнопленный оказался врачом, его советы продлили ему жизнь.

Репрессированы были и три поколения в семье Букато. Двоюродный брат Ирины, Зиновий Петрович, во время войны работал в подполье. После победы кто-то «настучал», что он служил немцам, а опровергнуть некому было. Юноша знал, что его собираются арестовать по навету, скрывался. В это время поляки могли свободно выезжать в Польшу. Они предлагали ему сделать польские документы, но Зиновий отказался:

- Моя Родина здесь.

Дядя Зина
Дядя Зина

Правда, пройдя весь ужас лагерей, 10 лет на Колыме, на урановых разработках, где на мешках с ураном отдыхали, он говорил, что если бы знал, что это такое заранее, то уехал бы. Но, тем не менее, вернувшись, завёл семью, родил сына Игоря, разбил сад, где рос женьшень, грецкий орех и более 250 сортов роз. О нём писали в газетах, снимали передачи на телевиденье. В интервью корреспондент спросила:

- А у Вас не осталась обида на людей, ведь донесли свои же?

Я не помню точно его слов, но будучи сильным, удивительно добрым и светлым человеком, дядя Зина нашёл этим людям оправдание, оставил вину их совести.

Взываю к тем, у кого ещё живы родители: расспрашивайте их о прошлом, пока есть кого спрашивать. И записывайте свою историю в лицах.

Продолжение читайте здесь.

#семья и дети #истории из жизни #СССР #интересные факты

Пишите о ваших впечатлениях в комментариях.

 История каждой семьи – это история государства в целом. История в лицах. События в стране прокатились по судьбам, оставив на них глубокие отпечатки.-5