Совсем скоро к нам придет календарная осень, а с нею - новый учебный год. Родители школьников переживают сильное волнение, но и родители некоторых двух- и трёхлеток тоже в ожидании нового этапа в жизни их малышей. Как показывает практика, некоторые родители будущих детсадовцев ждут осени, чтобы начать водить ребенка в детский сад. Многие напуганы рассказами знакомых о том, как дети месяцами плачут, привыкая к новой жизни, постоянно болеют, начинают себя неадекватно вести, злятся на родителей или вдруг замолкают и перестают общаться.
Но, безусловно, всем хочется, чтобы адаптация ребёнка к детскому саду прошла легко и быстро! Что же для этого нужно сделать? В первую очередь, понять — готов ли малыш к детскому саду.
Можно сказать, что готовность к садику, прежде всего, подразумевает готовность ребенка к разлуке с родителями, в новом коллективе и готовность к самообслуживанию, к некой автономии.
Начнем с того, что более или менее ясно.
1. Готовность к автономии.
Есть определенный список умений, которыми должен обладать малыш при поступлении в детский сад. В каждом ДОУ возможны свои нюансы, но в целом список выглядит вот так:
К яслям надо уметь:
- засыпать самостоятельно без соски и укачивания на ручках
- пить самостоятельно – из чашки, а не из бутылочки и не из поильника
- есть самостоятельно. Хотя бы руками, но лучше ложкой.
- обходиться без памперса во время бодрствования, проситься на горшок или хотя бы сообщать старшим о том, что до горшка не добежал
К младшей группе (3+ года), помимо перечисленного, необходимо:
- иметь опыт общения и взаимодействия с другими детьми (на детских площадках или в группах раннего развития)
- проявлять интерес к рисованию, лепке и прочим занятиям
- изъясняться простыми предложениями
- самостоятельно (не на скорость) надевать штаны или платье
Если Ваш малыш не владеет больше 3 умениями из списка, а ДОУ, в которое Вы планируете его отдать, не славится индивидуальным подходом или общее количество детей в группе не позволяет надеяться на все тот же индивидуальный подход, то лучше не спешить. Останьтесь еще на несколько месяцев дома и доработайте со своим малышом необходимые навыки.
А теперь самое трудное для родителей и малыша.
2. Готовность к разлуке.
К моменту поступления в детский саду ребенка должна быть сформирована здоровая привязанность к матери. Малыш спокойно может оставаться на время в новом окружении и чувствовать себя хорошо, так как знает, что мама вернется.
Безусловно, всякий домашний ребенок при первой разлуке заплачет… Это не значит, что он не готов к саду. Это значит, что разлука – стресс. А на стресс все здоровые дети реагируют примерно одинаково - плачем. Вам любой воспитатель скажет, что в период адаптации детей не стоит оставлять в саду дольше, чем на 3 часа и лучше забирать до дневного сна: то есть первое время он приходит в сад позавтракать и поиграть.
Плач - это нормальная реакция, любой ребенок плачем реагирует на стресс. А вот тошнота, температура, даже частые «простуды» при разлуке с мамой - это сигнал, что ребенок не готов остаться один в чужом незнакомом социуме.
И здесь вновь есть свой нюанс. Новый коллектив – новые микробы. Иммунитет тренируется – и на этом этапе болеют абсолютно все дети. Но одно дело – болеть одну неделю в месяц, и совсем другое – жить в режиме «2 дня ходим, 2 недели болеем». При таком обстоятельстве дел стоит задуматься о готовности ребенка к ДОУ.
Анкета
В помощь родителям хочу привести перечень вопросов, ответив на которые, Вы поймете готовность своего ребенка к детсаду.
- Умеет ли Ваш малыш засыпать самостоятельно, без соски/бутылочки и укачиваний?
- Умеет ли есть и пить самостоятельно?
- Просится ли на горшок?
- Проявляет ли интерес к новым игрушкам, новым предметам в доме или незнакомой обстановке?
- Проявляет ли активность, интерес при обучении?
- Инициативен ли в игре?
- Инициативен ли в общении со взрослыми и другими детьми?
- Предпочитает ли ребенок играть со сверстниками или с игрушкой?
- Проявляет ли эмоции в общении со сверстниками?
- Проявляет ли инициативу в привлечении внимания сверстников?
- Есть ли у ребенка потребность в общении с другими детьми?
- Предпринимает ли ребенок попытки самостоятельно одеваться и раздеваться?
- Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается)?
- Проявляет ли признаки "жестокости" по отношению к другим детям (дергает, щипает, кусает)?
Если Вы ответили на 1-12 вопросы утвердительно, то Ваш малыш готов к детскому саду. Но не отчаивайтесь, если это не так.
Наблюдайте за своим ребенком, помогите ему освоить умения и навыки, необходимые в саду, формируйте приятную эмоциональную картину его пребывания в ДОУ с помощью интересных рассказов, сказок. Вот здесь можно найти примеры подобных сказок.
И помните, Ваш малыш уникален!
#готовность к детскому саду #детский сад и семья #психология ребенка #сказкотерапия #воспитание ребенка