Найти в Дзене
PlugoNews // Sergey Plugotarenko

"Цифровой налог" на зарубежный ИТ-бизнес: добро или зло?

Оглавление

Новый налог (3% с доходов иностранных ИТ-гигантов) может дать российскому бюджету > $100 млн / год

Эту инициативу в том или ином обсуждают не один год. Активно – с 2020 года. С участием и отрасли, и государство.

Идея, которая уже разделила на два лагеря многих рыночных игроков и экспертов, приобретает в августе 2021 вполне оформленные очертания.

Но ведь вопрос не только в деньгах и возможных поступлениях в бюджет:

  • Начнут ли иностранные компании открывать представительства в России? Или наоборот – уменьшать присутствие в РФ?
  • Сработает ли эта мера для "выравнивания условий" (для иностранных и российских игроков на территории РФ) – о которых заявляют те, кто поддерживают инициативу?
  • Поможет ли это развитию конкуренции на российском рынке? И выходу отечественных ИТ-компании на международный уровень?
  • Будет ли эффект долгосрочным (5+ лет, что как бы ОК) или краткосрочным (1-3 года, после которых произойдет "откат" или даже "потеря конкурентоспособности" российскими ИТ-компаниями, которые будут чувствовать априорную подержку)?

Ну и главный вопрос: решатся ли власти на подобный шаг, практически беспрецедентный и весьма кардинальный? И если решатся, то когда?

Рассмотрим, какие ещё эффекты для интернет-индустрии могут дадут новые регуляторные меры, если они будут внудрены:

1 | В чем суть?

Сегодня стало известно о результатах исследования аналитического агентства PwC, сделанному по заказу Минцифры:

Forbes: Цифровой налог для иностранных IТ-компаний мог бы пополнить рос.бюджет на сумму от $53 млн до $103 млн в год.

Аналитики рассчитали, какие средства могли бы поступить в российский бюджет при введении 3% цифрового налога на доходы зарубежных IТ-гигантов внутри страны.

За основу были взяты данные по оценке бюджетных поступлений от аналогичного закона во Франции (но исходя из корректирующих данных о размере аудитории, ее платежеспособности и т.д.).

2 | Зачем нужен "цифро-налог"?

Цифровой налог — одна из мер по контролю деятельности цифровых компаний в национальных юрисдикциях.

В некоторых странах такие налоги введены.

В России дискуссия по этой теме идет уже давно:

Цифровой налог еще летом 2020 года казался "маловероятной перспективой".

А летом 2021 он уже рассматривается как одна из мер по регулированию рынка, выравниваю условий работы на нем российских и международных компаний...

... и даже как мера по стимулированию развития отечественного ИТ-бизнеса" (дополняющая, очевидно, второй пакет мер его поддержки: вот тут новость про мартовскую презентацию "Второго пакета мер поддержки ИТ-отрасли", а тут анализ РАЭК основных мер).

-2

Об этом говорил глава Минцифры Максут Шадаев:

У нас с Минфином позиция согласована, и она однозначная. Если ОЭСР не согласует, то мы точно будем двигать законопроект и пытаться его ввести в одностороннем порядке. Будем вводить национальное регулирование, как сделала часть европейских стран — Великобритания, Франция, Италия и другие.

Инфраструктурой пользуются все, а налоги — не для всех:

Это еще одна популярный аргумент в пользу нового налога.

Все цифровые компании и онлайн-сервисы (в том числе и зарубежные) пользуются существующей инфраструктурой, от поддержания ее работоспособности зависит и прибыль, которые они получают.

Локализация бизнесов и... налогов

Ещё одно соображение приводится в качестве аргумента.

Отечественные интернет-компании работают для российских граждан, получают прибыль и платят налоги в РФ.

А иностранные ИТ-гиганты, зарабатывая в России, но не открывают тут представительства и не платят налогов. Казалось бы, этот вопрос "отрегулировали" этим летом, приняв закон о "приземлении иностранных ИТ-компаний" (закон заставляет их открывать представительства в России).

Но теперь этот аргумент эволюционировал: да, представительства компании открыли, а вот от уплаты полной базы налогов – некоторые компании уходят (цифровой мир он такой, "запутанный" и трансграничный).

3 | Почему 3%?

Кратко логику, в которой мыслит государство при форматировании идеи о цифро-налоге, удалось обсудить на нашем майском РИФ 2021 (в ходе "ИТ-субботы без галстуков").

И чуть подробнее – на июньском ИТ-завтраке в рамках ПМЭФ 2021.

-3

Тогда многие эксперты отметили, что этот гипотетический налог – не только про гос.контроль или сбор денег. Это инструмент, который может помочь российским компаниям в условиях конкуренции с мировыми гигантами.

4 | На что хотят потратить полученные средства?

Полученные средства по планам властей должны пойти на субсидии для российских цифровых компаний.

Что это должно дать?

  • Стимулировать российских игроков
  • Создать правила работы для иностранных игроков

5 | "Помощь зала"

Провел традиционный #plugoPoll и спросил своих "френдов" на Фейсбуке про "Цифровой налог":

  1. Нужен: 3% норм
  2. Нужен: но не надо спешить (все параметры требуют тщательной проработки)
  3. Не нужен
  4. Вреден
  5. Что это?

Вот наиболее интересные (и развернутые) ответы по вопросу:

  • "Не нужен, так как это не поможет развитию российских компаний".
  • "Государству конечно от лишних налогов хорошо, а потребителям повысят цену".
  • "Зачем нужен? Чтобы потребители покупали на 3% дороже. Этот процент упадёт на конечного потребителя, думаю, ни для кого не секрет. От этого отечественные продукты-конкуренты быстрее развиваться не будут".
  • "Это вредно. Получим российский футбол только в бизнесе".
  • "Налог нужен, потому то создаются неравные условия для российских и зарубежных компаний. Только вот вводить его надо согласно общим правилам. ФНС состоит в международной рабочей группе которая обсуждает единые условия ввода такого налога на территории Европы. А то будет как во Франции, налог ввели, а потом резко отменили, как только США в ответ повысило пошлины на Шампанское... И нужен чёткий механизм деления компаний на иностранные и российские. В Минцифре есть рабочая группа где все это активно обсуждалось весной, но всё ушло на осень-зиму".
  • "Эти 3% будут платить потребители, честно указавшие, что они живут в России. Пользоваться отечественным софтом/сервисами от этого не станут. Бюджету такой налог конечно же нужен, потребителям же – нет, точно не нужен".
  • "Я думаю, что выровнять условия работы отечественных и зарубежных ИТ-компаний на территории России это не поможет. Налог = инструмент пополнения бюджета. Средства поступившие в бюджет можно направить на поддержку отечественных IT-компаний или ремонт дорог/помощь пенсионерам/медицину и т.п. То, что средства в бюджет поступили от зарубежных ИТ-компаний, в размере 3% дохода полученного от россиян, это лишь метрика/ограничение объёмов поддержки российских ИТ-компаний. Поддерживать российские ИТ-компании возможно из бюджета в больших объёмах, не ограничиваясь вот этими 3%. Зарубежные компании переложат эти 3% на потребителей, а не сократят свою доходность. Цены вырастут. Потребители, в своих взаимоотношениях с зарубежными ИТ-компаниями, найдут способ казаться не россиянами, чтобы платить меньше. Альтернатив от российских ИТ-компаний нет. Попытки - есть. Работающих альтернатив — нет. Смысл отрицать глобализацию в 2021? Да, есть пример Южной Кореи, только там другой путь поддержки со стороны государства… Ну да, кому я об этом рассказываю".
  • "С точки зрения потребителей — зло. С точки зрения отечественных компаний — надо еще больше повысить. С точки зрения государства - в короткой перспективе отечественные компании перераспределят рынок в свою пользу, в долгосрочной — отстанут. Отечественные компании сегодня вполне способны предлагать конкурентный продукт по качеству и цене. И делают это успешно в конкурентной среде. Дополнительный налог — это форма допинга. Вначале хорошо, но потом подобные налоги введут против отечественных компаний и мечты о расширении на зарубежные рынки превратятся в тыкву".
  • "Бизнесы и так из страны бегут, доп.налоги ускоряют это решение".
  • "Протекцию надо оказывать своим компаниям, для иностранцев налоги и штрафы должны быть если не запрещающими, то хотя бы дискриминационными. Иностранные инвестиции – сказка для умалишённых: в России это способ вывода активов из-под общей юрисдикции, инвестиций в развитие мы не получали, не получаем, и не получим".
  • "3-4: Именно тут нужно отращивать скилы, а не пытаться заработать денег искусственно снижая конкуренцию".
  • "3% налога на что? На российскую выручку иностранной IT-компании? Или на прибыль? У них же здесь только офис продаж почти без затрат, поставят эти 3% в налоговый щит и все. Проблема не в налогах, а в том, что иностранные компании живут за счёт бесконечных по нашим меркам инвестиций в R&D".
  • "2: Но согласен, необходимо начать поддержку отечественного IT-производителя".
  • "Отвечу неожиданно: а какие компании у нас иностранные? Тут вот Потапенко сняли вроде как за то, что владеет ИНОСТРАННЫМИ Яндекс и Сбербанк".
  • "2: Думаю, что цифровые корпорации должны платить налоги там, где у них клиенты, а не там, где они физически присутствуют. Мне кажется, новому миру нужен новый налоговый подход".

6 | Вывод

$100 млн / год (или 7.2 млрд руб / год) — так ли это много?

Я считаю, что для ощутимой поддержки отечественных ИТ-игроков – это мало. Очень мало.

Но, видимо, власти рассуждают так: важен сам тренд на выравнивание условий работы на рынке для всех игроков: и иностранных, и отечественных.

Продолжу следить за развитием событий.

Больше PlugoNews:

telegram-канал @PlugoNews + zen.yandex.ru/plugotarenko + facebook.com/plugotarenko/ + www.plugotarenko.com

-5

--- @PlugoNews