35,5K подписчиков

Почему ребенок стесняется отвечать на уроках? Из опыта работы учителя

940 прочитали

В чём причины упорного молчания школьника на уроке? Как помочь ребёнку преодолеть страхи и научить его не бояться отвечать на уроках?

В этой статье я, Наталья Александровна, учитель начальных классов, отвечу на эти вопросы, расскажу о нескольких причинах таких страхов и поделюсь тем, как с этими страхами эффективно работать.

В чём причины упорного молчания школьника на уроке? Как помочь ребёнку преодолеть страхи и научить его не бояться отвечать на уроках?

Ребёнок не выполнил домашнее задание

Самая банальная причина молчания на уроке – ребёнок не выполнил домашнее задание, не выучил правило, не разобрался в теме, поэтому и молчит. Это самая лёгкая для коррекции причина.

Чаще всё-таки бывает так, что домашнее задание сделано, правила выучены, и дома ребёнок без запинок их рассказывает, а в школе, словно рыба, молчит. Родители в недоумении: «Ты же знаешь! Ты же учил! Мы вместе всё разбирали!», но ребенок либо молчит, либо говорит: «Не знаю».

Многие родители списывают такое поведение ребёнка на его стеснительность и сразу об этом предупреждают учителя: «Вы уж, пожалуйста, его тормошите. Он у нас стеснительный!». В этом случае стеснительность младшего школьника становится проблемой, которую необходимо решать. Ведь учебный процесс подразумевает не только процесс передачи знаний ребёнку, но и их оценивание.

Поэтому иногда учителя ставят отметки «за красивые глаза»: «Ну это же Маша! Она просто такая сама по себе» или «Я же вижу, что Саша знает и понимает. Он просто такой стеснительный».

Конечно, хороший учитель таким детям даёт письменные задания и оценивает полученные ими знания. И всё же ребёнку нужно учиться публично выступать и начинать это делать нужно здесь и сейчас.

Завышенные требования родителей

Родители очень часто стремятся в детях реализовать свои мечты и ожидания. С первых дней учебы мамы и папы требуют только отличных отметок, ругают ещё только начинающего учиться первоклассника за малейшие промахи.

Очень часто наблюдаю в школе такую ситуацию: провожаю детей домой, их встречают мамы и папы. И слышу такой диалог:

- Как дела в школе? - спрашивают родители.

- Я сегодня получил 4 по математике! - радостно отвечает ребёнок.

Как на эту фразу реагируют родители? По-разному!

Кто-то радуется этой четвёрке вместе с ребёнком, а кто-то из родителей спрашивает: «А почему не 5?».

Почувствовали разницу – одни родители радуются вместе с ребёнком, а другие – предъявляют претензии, ставят ребёнку планку, которую он теперь должен преодолеть. Каков будет итог? Первый ребёнок будет и дальше стараться отвечать, потому что его четвёрке порадовались вместе с ним. А второй? Скорее всего будет молчать на уроках, не проявляя инициативы, потому что будет бояться получить недостаточно высокую отметку.

В моей практике были случаи, и к сожалению, не единичные, когда дети со словами «Меня дома теперь убьют!», начинали плакать из-за полученных четвёрок!

«Опять двойка» — картина художника Фёдора Решетникова
«Опять двойка» — картина художника Фёдора Решетникова

Дорогие родители, непомерная ответственность порождает у детей невротические реакции! Спокойно объясните школьнику, что не будете ругать его за четверку или тройку, и увидите, как активность ребёнка на уроке возрастет.

Проблемы с устной речью

Комплексы могут появиться у ребёнка не только из-за завышенных требований со стороны родителей, но и из-за проблем с устной речью. Такие комплексы очень устойчивы. Неправильное произношение отдельных звуков или заикание приводит к тому, что ученик стесняется говорить и замыкается в себе. Здесь помочь может только логопед!

Не пускайте на самотёк эту проблему, думая, что со временем ребёнок сам научится выговаривать все звуки. Да, научится, но только если вы привлечёте специалиста.

Ещё о двух причинах стеснительности ребёнка я рассказывала в этом видео:

Если статья была вам полезной, не забудьте поставить лайк и подписаться на Яндекс Дзен и мой ютуб-канал!