15,6K подписчиков

Как Брюллов Последний день Помпеи в Италии писал

Конечно же, каждый из нас может вспомнить несколько случаев глобальных катастроф из мировой истории. Как вы думаете, что случается во время такого стихийного бедствия? «Разрушение, смерть…», – скажете вы и будете абсолютно правы. Но, кроме этого, происходит процесс очищения человека. Очищения от всех социальных статусов, которые так жестоко разделяют людей в обществе. Титул, деньги, связи – всё это не имеет значения перед лицом грозной стихии. Природа одинаково отнесётся ко всем.

Карл Брюллов Последний день Помпеи.
Карл Брюллов Последний день Помпеи.

Именно такому очищению посвящена картина Карла Брюлова «Последний день Помпеи». Знаменитый русский художник ненавидел деление людей в обществе, из-за которого он не мог быть вместе с любимой женщиной.

Как известно, извержение вулкана Везувий произошло в 79 году нашей эры. На жителей Помпеев обрушились потоки лавы, тучи пепла, падающие с неба камни, началось землетрясение. Около 2000 человек погибли от удушья или оказались погребёнными под завалами.

3D реконструкция римского города Помпеи,
3D реконструкция римского города Помпеи,

В 1827 году, спустя 17 с половиной веков, Брюллов посетил место трагедии. Художник обходил весь город, и в его голову закралась идея изобразить на холсте великую катастрофу. Как раз в это время Анатолий Демидов, продолжатель знаменитого российского рода, встретился с Брюлловым в поисках подарка для императора и поддержал его. Он решил купить будущую картину.

Начал художник с изучения исторических сведений. Он прочёл письма Плиния Младшего, который стал свидетелем катастрофы, ознакомился с результатами археологических раскопок. Некоторых людей он впоследствии изобразил именно в тех позах, в которых они были погребены под толщей затвердевшей лавы.

он изобразил некоторых людей в тех позах, в которых они были погребены под толщей затвердевшей лавы.
он изобразил некоторых людей в тех позах, в которых они были погребены под толщей затвердевшей лавы.

В 1830 году Брюллов приступил к работе, растянувшейся на несколько лет. В процессе художник много раз менял расположение, позы и жесты героев в поисках удачной композиции. Об этом свидетельствуют оставленные им наброски. Иногда он работал столь усердно, что терял сознание от переутомления.

В середине 1833 года творение наконец было завершено. Размер полотна поражает – 6,51 на 4,56 метров.

Детали: Сыновья, несущие отца
Детали: Сыновья, несущие отца

Картина выполнена на стыке двух стилей. По сюжету, по исполнению тел героев можно отнести её к классицизму. Но множество личных историй людей, их эмоции дают явный намёк на романтизм.

Первое, что бросается в глаза, – на картине нет главного героя. Это и есть основная задумка – перед природой все равны.

Слева мы видим несколько людей перед гробницей Скавра. Среди них изображён художник с ящиком красок на голове. Так Брюллов решил добавить свой образ на великое творение.

Группа на ступенях гробницы Скавра
Группа на ступенях гробницы Скавра

На переднем плане изображено несколько семей, которые воссоединились перед смертью. Мы видим родителей, защищающих своих маленьких детей; мать, прижимающую к себе дочерей; двух юношей, несущих отца на руках; сына, который не готов бросить свою пожилую мать. Кстати, этот человек создан по образу Плиния Младшего, хоть он и не находился в эпицентре катастрофы.

Мать с двумя дочерями
Мать с двумя дочерями

На картине присутствует два священника. Один, христианин, абсолютно спокоен, ведь он готов ко встрече с Богом. Второй, жрец, поспешно убегает, захватив с собой свои ритуальные принадлежности. Так Брюллов намекает на начало новой христианской эпохи.

Картина была высоко оценена. Да что там, она произвела настоящий фурор. С 1897 года творение находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

А вы видели произведение Последний день Помпеи в Русском музее?