Конечно же, каждый из нас может вспомнить несколько случаев глобальных катастроф из мировой истории. Как вы думаете, что случается во время такого стихийного бедствия? «Разрушение, смерть…», – скажете вы и будете абсолютно правы. Но, кроме этого, происходит процесс очищения человека. Очищения от всех социальных статусов, которые так жестоко разделяют людей в обществе. Титул, деньги, связи – всё это не имеет значения перед лицом грозной стихии. Природа одинаково отнесётся ко всем.
Именно такому очищению посвящена картина Карла Брюлова «Последний день Помпеи». Знаменитый русский художник ненавидел деление людей в обществе, из-за которого он не мог быть вместе с любимой женщиной.
Как известно, извержение вулкана Везувий произошло в 79 году нашей эры. На жителей Помпеев обрушились потоки лавы, тучи пепла, падающие с неба камни, началось землетрясение. Около 2000 человек погибли от удушья или оказались погребёнными под завалами.
В 1827 году, спустя 17 с половиной веков, Брюллов посетил место трагедии. Художник обходил весь город, и в его голову закралась идея изобразить на холсте великую катастрофу. Как раз в это время Анатолий Демидов, продолжатель знаменитого российского рода, встретился с Брюлловым в поисках подарка для императора и поддержал его. Он решил купить будущую картину.
Начал художник с изучения исторических сведений. Он прочёл письма Плиния Младшего, который стал свидетелем катастрофы, ознакомился с результатами археологических раскопок. Некоторых людей он впоследствии изобразил именно в тех позах, в которых они были погребены под толщей затвердевшей лавы.
В 1830 году Брюллов приступил к работе, растянувшейся на несколько лет. В процессе художник много раз менял расположение, позы и жесты героев в поисках удачной композиции. Об этом свидетельствуют оставленные им наброски. Иногда он работал столь усердно, что терял сознание от переутомления.
В середине 1833 года творение наконец было завершено. Размер полотна поражает – 6,51 на 4,56 метров.
Картина выполнена на стыке двух стилей. По сюжету, по исполнению тел героев можно отнести её к классицизму. Но множество личных историй людей, их эмоции дают явный намёк на романтизм.
Первое, что бросается в глаза, – на картине нет главного героя. Это и есть основная задумка – перед природой все равны.
Слева мы видим несколько людей перед гробницей Скавра. Среди них изображён художник с ящиком красок на голове. Так Брюллов решил добавить свой образ на великое творение.
На переднем плане изображено несколько семей, которые воссоединились перед смертью. Мы видим родителей, защищающих своих маленьких детей; мать, прижимающую к себе дочерей; двух юношей, несущих отца на руках; сына, который не готов бросить свою пожилую мать. Кстати, этот человек создан по образу Плиния Младшего, хоть он и не находился в эпицентре катастрофы.
На картине присутствует два священника. Один, христианин, абсолютно спокоен, ведь он готов ко встрече с Богом. Второй, жрец, поспешно убегает, захватив с собой свои ритуальные принадлежности. Так Брюллов намекает на начало новой христианской эпохи.
Картина была высоко оценена. Да что там, она произвела настоящий фурор. С 1897 года творение находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.