Найти тему
81,8K подписчиков

Страшная правда о снеговике

2,4K прочитали

Это сегодня, когда в каждом (или почти каждом) жилище есть отопление, а сограждане думают не о том, как прокормиться, а о том, как бы найти силы есть поменьше, зима кажется временем в худшем случае гололеда и повышенной коммуналки.

Это сегодня, когда в каждом (или почти каждом) жилище есть отопление, а сограждане думают не о том, как прокормиться, а о том, как бы найти силы есть поменьше, зима кажется временем в худшем случае...

В прежние же времена это был период, который дайте боги пережить. И это пошло с тех пор, как сапиенсы добрались до широт, где есть зима, и продолжалось почти до самого ХХ века.

Если сегодня снеговик является для нас веселым и забавным символом зимы, то раньше, конечно, он тоже был символом, но отнюдь не веселым.

Если углубиться в восточнославянский фольклор, то можно будет увидеть, что и Дед Мороз мало похож на то, что в детских садах выставляют.

Это было суровое и грозное божество, которое не то, что подарки раздавать не станет, но и хорошо если не заморозит. Это ему нужно было жертвы приносить, дабы был благосклонен, а не наоборот.

По-видимому, нечто подобное было и у прочих народов Европы (и не только Европы), просто в силу более ранней христианизации/исламизации или просто в силу стечения обстоятельств, основной образ испарился или был вытеснен каким-нибудь Санта-Клаусом, оставив лишь снеговика.

Классический снеговик из трех шаров разного размера с руками-ветками и носом-морковкой на самом деле является если и классикой, то только для позднего времени. Проще говоря, это новодел ставший стандартом лишь в XIX веке.

В прежние же времена, судя по тому, что дошло до наших дней, снеговики имели такой вид, что сегодня на них бы вешали значок «13+». Впрочем, они и взрослого напугали бы.

Никакого стандарта раньше не было и люди просто старались воплотить в снеговике все свои самые страшные идеи.

Когда это было сделано впервые и где, сейчас уже никто не установит, но ясно, что эта традиция уходит вглубь тысячелетий.

Но первое письменное упоминание о чем-то подобном относится к XV веку и автором этого шедевра был Микеланджело.

Правда, есть версия о том, что до него этим же занимался Франциск Ассизский, но это вряд ли. Во всяком случае, языческую жуть он лепить вряд ли стал бы, хотя и балансировал на грани христианства и язычества, регулярно уклоняясь в пантеизм и анимизм.

Так что, скорее всего молва просто приписала одному из любимых и наиболее достойных святых создание одной из народных традиций, что в истории происходило не раз и не два.

В России снеговик был либо символом самого бога зимы Деда Мороза или просто Мороза, либо символом Метели, что вполне вероятно в свете того, что его еще называли снежной бабой.

Интересно, что на Руси снеговики были не унисексовыми, как в Европе, а имели четкую половую принадлежность. Иными словами, если у нас был либо мужик-снеговик, либо снежная баба, то в Европе уже тогда лепили не пойми кого, что как-то намекает.

Однако и в этом случае снежная баба/снеговик не были веселыми символами Рождества. Их изображали в виде чудовищ, которых стремились сделать по возможности больше и тем самым задобрить.

Как всегда в таких случаях, создание снеговика, как реликт древней веры, было связано с разными табу. Так известно, что их не следовало лепить, когда луна полная. Считалось, что это может породить череду неудач или привести к ночным кошмарам.

На снеговиков также не следовало смотреть из окон домов, да и в случае случайной встречи со сделанным кем-то снеговиком следовало быстро отвести взгляд и резко сменить направление движения, а еще лучше – запутать следы.

И лишь в XIX веке снеговики стали все больше ассоциироваться с Новым годом и Рождеством, стали появляться открытки, на которых снеговик стал позитивным и похожим на детскую игрушку.

Но это был своего рода светский вариант. Церковь решила не отставать и переделала снеговиков на христианский манер. В результате этого в XIX веке христиане уже стали воспринимать снеговиков как символ ангелов господних.

По теории, они должны были защищать верующих от бесов, но в итоге все снова вернулось примерно туда же, и христиане к негодованию священнослужителей, стали просить у снеговиков помощи в самых различных делах.

Главным здесь было то, чтобы ангел-снеговик был вылеплен из самого чистого снега. При соблюдении этого правила к нему можно было обращаться с молитвами, не сомневаясь, что они будут услышаны.

Священство же негодовало, не радуясь своей попытке христианизировать снеговика, однако поезд ушел, и традиция стала жить своей жизнью.

В России же обращаться к снеговикам с просьбами считалось нормальным задолго до XIX века, но только к снеговикам. У снежных баб просили не слишком суровой, но снежной зимы.

У нас церковь эту традицию победить не смогла, да и нет оснований считать, что она пыталась это сделать. По крайней мере, никакие источники об этом не сообщают. И лишь с приходом Советской власти, отношение к снеговикам стало примерно таким же, как и в Европе.