Найти тему
Вишнёвая Панда

Психологическая грамотность и эффективность — психология

Мозг человека организует целенаправленное поведение посредством  мышления.
Как складывается жизнь человека, его судьба, счастлив ли он, здоров ли, успешен ли, живёт в достатке или нужде — целиком и полностью определяется его мышлением.

Мышление осуществляется в соответствии с определенными закономерностями функционирования мозга.

Из этих закономерностей совершенно логичным образом проистекают  правила эффективного мышления и поведения.

Однако сложилась во многом парадоксальная, не правильная и весьма вредная практика, при которой людей ни в школе, ни в вузах, ни в семьях не обучают закономерностям функционирования мозга и вытекающих из них правилам эффективного мышления и поведения. Отсюда все проблемы. Человек на собственном опыте постигает знания о том, как надо решать проблемные вопросы, как строить отношения с окружающими, как добиваться благополучия и достатка и т.д.

В этом смысле подавляющее количество людей являются психологически безграмотными. И собственная психологическая безграмотность не позволяет им организовать эффективное мышление и поведение, направленные на достижение здоровья, счастья, успеха.

Психологическая безграмотность людей приводит к тому, что люди не умеют реализовывать свой потенциал, жить так, как они этого хотят, не чувствуют себя счастливыми, а зачастую теряют смысл жизни и разочаровываются в ней.

Психологическая безграмотность людей является основной, а, возможно, и единственной причиной проблем межу супругами в семьях и не редко их распада.

Психологическая безграмотность родителей самым негативным образом сказывается на воспитании и накладывает негативный отпечаток на всю дальнейшую судьбу их детей.

Психологическая безграмотность подростков является причиной многих и многих ошибок, о которых они потом жалеют иногда даже и всю жизнь.

Психологическая безграмотность людей приводит к тому, что многие люди начинают воспринимать жизнь как сплошную череду проблем, несчастий и болезней, теряют веру в себя и в жизнь, и поэтому испытывают преимущественно негативные эмоции.

Психологически безграмотные люди живут по стереотипам, заложенным в детстве и «позаимствованным» из окружающей социальной среды, не зная самих себя и не понимая своего предназначения, не умея строить отношения, не умея управлять своими чувствами и эмоциями.

Психологическая безграмотность людей приводит не только к их личным проблемам, но и снижает эффективность функционирования общества в целом. В этом плане можно говорить, что психологическая безграмотность является важным социальным фактором, определяющим не только эффективность поведения конкретного человека, но и влияющим на эффективность функционирования общества в целом.

Психологически безграмотные люди не могут эффективно и с полной отдачей выполнять свои служебные обязанности в офисе или на производстве и участвовать в общественной жизни. Такие люди не уверены в себе, не активны, ранимы, тяготятся своими служебными обязанностями, не знают, как надо добиваться целей в жизни, а поэтому, и не ставят их себе. И тем самым лишают себя многих радостей в жизни.

Сложившийся парадокс, заключающийся в том, что люди выстраивают свою жизнь, не зная и не понимая закономерностей функционирования своего собственного мозга, обусловлен другим парадоксом: официальная психология, главная наука о человеке, фактически не является наукой для человека.

Потому что не предоставляет людям вразумительные и доходчивые знания о таких закономерностях, а тем более не предоставляет рекомендации по организации эффективного мышления и поведения. Каждый может в этом убедиться, открыв любой учебник по психологии или любой труд классиков психологии.

Этот парадокс сложился  исторически и его причины кроются в истоках религии, философии и в особенностях исторического становления психологии как науки.

Такую ситуацию можно понять, но нельзя мириться с ней.

Очевидно, что психологически грамотные люди смогут с лёгкостью решать проблемы, устанавливать эффективное общение с окружающими, достигать благополучия и достатка, быть здоровыми и счастливыми.

Каждый психологически грамотный человек сможет организовать свою жизнь более эффективно и так как пожелает. И каждый может и обязан быть счастливым, потому что таковы закономерности функционирования мозга. Надо лишь знать эти закономерности.

Психологически грамотные люди, как правило, успешны во многих сферах жизни.

Общество, состоящее из эффективных, успешных, здоровых и психологически грамотных людей и само станет более эффективным. Люди будут быстрее решать свои проблемы, достигать благополучия, ставить перед собой высокие цели и достигать их, будут меньше болеть.

Судя по огромному спросу на литературу по популярной психологии, общество объективно вплотную подошло к вопросу о необходимости организации психологической грамотности населения.

В конце концов, до каких пор люди будут шествовать по жизни «с завязанными» глазами, на собственном опыте постигая своё же поведение и мышление, набивая при этом множество синяков и шишек.

Можно констатировать, что время всеобщей психологической грамотности настало.

Благодаря огромной пропагандистской компании не осталось, наверное, ни одного человека, который бы не  понимал необходимости организации здорового образа жизни. Мы все уже знаем о пагубности вредных привычек, главным образом курения и употребления алкоголя, о пользе здорового питания и двигательной активности, о других составляющих здорового образа жизни.

Однако среди вышеперечисленных привычных составляющих здорового образа жизни упущена куда более важная и весомая составляющая – психологическая грамотность.

Пропаганда знаний закономерностей функционирования мозга и правил эффективного мышления и поведения (психологическая грамотность или «здоровое» мышление) в пропаганде здорового образа жизни должна занимать доминирующее место.

И каждый должен понимать, что когда речь идёт о здоровом образе жизни, то имеют в виду три важнейших его составляющих: психологическая грамотность или здоровое мышление, здоровое питание и двигательная активность. Все другие составляющие здорового образа жизни, например, отказ от вредных привычек, реализуются посредством здорового мышления.

В этой связи стремление овладеть психологической грамотностью, должно превратиться в мощнейший общественный стереотип.

Таким образом, важнейшей задачей является организация как можно более широкой психологической грамотности людей, что в целом позитивно отразится на их жизни, на укреплении здоровья, повышении успешности каждого члена общества, на ощущении счастья людьми и в целом позитивно скажется на эффективности функционирования общества в целом.

Психологическая грамотность должна стать необходимым условием полноценного, здорового и эффективного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности в течение всей жизни и обязательным условием эффективного функционирования общества в целом.

Что такое психологическая грамотность? Это, в первую очередь, отличное знание особенностей и закономерностей функционирования своего собственного мозга.

И во вторую очередь вытекающих из этих закономерностей правил эффективного поведения.

«Во вторую очередь» потому, что, зная закономерности функционирования мозга, человек и сам может с лёгкостью сформулировать такие правила, т.к. они совершенно логично вытекают из этих закономерностей.

Если коротко, то к таким правилам можно отнести:

— умение мыслить позитивно;

— умение бороться со стрессами;

— умение правильно выстраивать взаимоотношения с окружающими;

— умение правильно критиковать и правильно относиться к критике;

— умение правильно решать проблемы;

— умение создавать мотивацию для достижения целей;

— умение формировать веру и достаточную её силу для достижения целей;

— умение правильно выстроить шкалу жизненных ценностей;

— умение избавляться от вредных стереотипов поведения и формировать полезные;

— понимание смысла жизни и своего главного предназначения – быть счастливым.

Все эти правила в совокупности со знаниями о закономерностях функционирования мозга могут быть положены в основу вашей активной жизненной философии. Каждый из нас, хотим мы того или нет, и выстраивает свою жизнь в соответствии со своей жизненной философией.

Вопрос только в том, эффективна ли она и к каким результатам вас привела. А умение формировать эффективную и активную жизненную философию и составляет правило № 1 эффективного, успешного, счастливо и здорового человека.

Таким образом, психологически грамотный человек должен быть философом в отношении своей собственной жизни.

Существует одно очень важное условие для реализации идеи психологической грамотности: психологические знания должны предоставляться в доходчивой и внятной форме, они должны быть просты и  понятны каждому.

А рекомендации и правила эффективного мышления и поведения должны быть тесно увязаны с теорией, т.е. с закономерностями функционирования мозга и совершенно логично вытекать из них.

Известно, что, чем человек лучше знает теорию, тем эффективнее его практика.

Первым шагом на пути организации психологической грамотности может стать книга «Ви-психология: ваша жизненная философия здоровья, счастья, успеха» из готовящейся серии «Энциклопедия психологической грамотности». И как раз в ней психологические знания изложены в доходчивой и простой форме.

Что такое «Ви-психология» и каков её предмет? Ви-психология — сумма знаний о механизмах, способах и правилах организации эффективного мышления и поведения человека в окружающей его социальной и природной среде, основывающихся на закономерностях функционирования мозга.

Необходимо подчеркнуть несколько важных аспектов этого определения.

1. Ви-психология имеет чётко выраженную практическую направленность: изложенная в ней информация направлена на организацию эффективного мышления и поведения. Т.е. Ви-психология – однозначно для людей.

2. Правила эффективного мышления и поведения тесно увязаны с закономерностями функционирования мозга и основываются на них.

Весь материал «Ви-психологии» имеет общую концептуальную схему: способность нашего мозга вырабатывать информацию в виде зрительных и визуальных образов. Все остальные закономерности функционирования мозга основываются на этой его способности.

Целью Ви-психологии является повышение эффективности мышления и поведения людей в интересах достижения ими здоровья, счастья, успеха посредством организации их психологической грамотности.

Что такое «психологическая грамотность»

Словосочетание «психологическая грамотность» появилось достаточно недавно в общественном лексиконе.

Но все же оно непременно включается в список требований к личности современного руководителя, представителей профессий сферы «человек-человек», стало обязательным услFовием коммуникативной успешности.

Насколько применимо понятие психологической грамотности в семье: при общении с ребенком и его воспитании? Прежде всего, необходимо прояснить, что такое психологическая грамотность родителей, что она в себя включает, и нужна ли она при воспитании детей?

Психологическая грамотность родителей есть освоение необходимого минимума психологических знаний и умение пользоваться ими в процессе воспитания ребенка.

К необходимым знаниям отнесем сведения по возрастной психологии, которая изучает закономерности психического развития и формирования личности человека от рождения до старости.

Именно возрастная психология знакомит с психологическими особенностями каждого периода, с понятиями возрастных кризисов и новообразований, стадиями развития интеллекта ребенка и еще очень многими важными для воспитания представлениями.

Психологическая грамотность немыслима без знаний семейной психологии. Согласно семейной психологии на каждом из жизненных циклов семьи решаются свои задачи.

При этом на жизнь семьи влияет множество характеристик: структура семьи, кто, как и какую роль выполняет, особенности эмоциональных связей и межличностных отношений, способы разрешения конфликтов, субъективная удовлетворенность браком и т. д.

Знакомство с этими характеристиками позволяет человеку осмыслить трудности своей собственной семьи и найти способы совершенствования семейных отношений. Не всегда это возможно самостоятельно, иногда необходим доброжелательный профессиональный взгляд со стороны.

Тогда семья прибегает к помощи семейного психолога и психотерапевта, и такие действия свидетельствуют, как ни странно, об ее психологической грамотности.

Идеальных семей не бывает. Конфликты, напряженные взаимоотношения, недопонимания бывают в каждой, даже самой дружной, семье.

Если семья признает свои трудности, делает шаги по их преодолению, готова открыто говорить о них – такую семью можно признать психологически здоровой.

И наоборот, семья, скрывающая свои болевые точки, ухудшает свое здоровье. Одна из причин таких неэффективных действий – отсутствие психологической грамотности.

Психологическая грамотность не является обязательной составной частью общей культуры родителей.

Они могут быть образованными, культурными людьми, но не знать, какие периоды жизни ребенка наиболее значимы для развития речи или образного мышления; родители могут иметь грамотную и выразительную речь, но не знать эффективные словесные формулы, например для выражения недовольства.

Психологические знания для многих родителей остаются невостребованными до рождения ребенка, а зачастую и после его появления на свет. Однако в последнее время число пап и мам, стремящихся получить ответы на разные вопросы воспитания и развития детей, значительно возросло.

Удовлетворить свои запросы они могут с помощью книг, интернет-ресурсов, журналов. Другое дело, что подчас именно психологической грамотности не хватает, чтобы разобраться, что в потоке информации полезно, а что лучше во внимание не принимать.

Психологическая грамотность родителей влияет на выбор воспитательных методов, их эффективность и, в конечном счете, на личностное развитие ребенка. Ошибки могут обойтись слишком дорого и оказать травмирующее воздействие на всю последующую жизнь человека. Чтобы повысить уровень психологической грамотности и избежать ошибок в воспитании, родители могут:

• узнать о принятых в научной психологии взглядах на развитие ребенка в конкретный возрастной период;

• сформировать собственную внутреннюю позицию по отношению к своей родительской роли и к ребенку;

• отказаться от неверных установок, мифов воспитания;

• критично относиться к информации о воспитании и развитии, поступающей из книг и других источников.

Итак, для начала приведем некоторые сведения из серьезных психологических теорий, которые могут быть полезны родителям детей в возрасте от года до трех лет.