Найти тему
ATAKUMUK

КАКАШУРА И ГУВШАН-ТЁБЕ

Общественные объединения «Тухум терек тамурлар» и «Атакумук» вместе с коллегами в августе 2021 г. посвятили краеведческий поход селениям Какашуре и Какамахи Карабудахкентского района Кумыкии.

Тюркская символика на ёгараульской мечети
Тюркская символика на ёгараульской мечети

В пределах своей исторической территории селение Какашура несколько раз меняло место и наименование. Располагаясь изначально – с XIV в. в Каншуре, село затем переместилось в Гертмелер, потом в Юртланибаши, а в XV в. оказалось на нынешнем месте. Тут судьба Какашуры слилась с находившимся здесь в прошлом древнетюркским городищем, получившим в археологии имя Какашуринского поселения (при этом обнаруженные рядом тюркские захоронения являются ещё более старыми).

Какашура вместе с тесно связанными с ней поселениями образовывала удел, большая часть истории которого связана с мехтулинскими ханами. - В середине XVII века, в составе кумыкского государства Тарковского шаухальства сформировалось Мехтулинское ханство (кумык. Махтиулу – что можно перевести примерно как «вотчина
(буквально: потомство) Махти»). Несмотря на сравнительно меньшие размеры территории и численность жителей, оно во много копировало политическое устройство шаухальства, а характерной чертой внутреннего устройства ханства было наличие уделов, одним из которых и стал Какашуринский, существовавший в течение нескольких столетий до 1866 г. Важно сказать также, что до вредительской советской политики укрупнения кумыкских сёл в 1960–1970-х гг. из множества отсёлков Какашуры самыми крупными были Кака-Махи, Хурса-Тирмен, Бадан, Маравул-Кел и Чапчак. Первый из пяти указанных, являвшийся хутором, возник в начале XIX в. как Махи и изначально представлял собой имение самого мехтулинского хана (в Какашуре правили ближайшие его родственники). Помимо Какамахи из хуторов до настоящего времени сохранился Зеликака (Зилли-Кака).

Во время нашего похода мы уделили своё внимание мечетям Какашуры. Общее количество их около двадцати, при этом из старых сохранились три постройки позапрошлого века, каждая и которых охраняется как объект культурного наследия регионального значения. Так, джума-мечеть была построена в 1805 г., мечеть Тёбен-Аула в 1869 г. (однако её минарет является новым), а другая квартальная, расположенная в Ёгар-Ауле, датирована 1851 г. и выделяется своей солярной символикой.

Помимо мечетей коллеги показали нам жилые кварталы села со старой планировкой и традиционной архитектурой, сельское кладбище, сильно пострадавшее в период коллективизации, и Какашуринское охотничье хозяйство. Стоит упомянуть также про современные памятники: возле центра традиционной культуры размещены бюсты сельчан - Героев Социалистического Труда работников сельского хозяйства Насрутдинова Ильмутдина и Мужавовой Кавсар. Памятник кумыкскому актёру, режиссёру, драматургу и журналисту Хиясову Зубаилу на момент нашего мероприятия был временно демонтирован из- за ремонта в прилегающем к центру культуры парке, однако не был закрыт для ознакомления; наверняка сейчас он вновь находится на постаменте.

За старыми кварталами Какашуры расположено охотничье хозяйство
За старыми кварталами Какашуры расположено охотничье хозяйство

Село Какамахи – в прошлом какашуринский квартал, а сейчас отдельный населённый пункт, входящий с Какашурой в одно муниципальное образование, расположилось среди живописной природы, будучи окружено густым лесом. В ходе упоминавшейся выше политики укрупнения в Какамахи десятки лет назад были переселены жители соседних населённых пунктов Гуртимахи, Гувшанмахи, Хурсамахи и Маравулталы. Интересно, что судьба Какамахи имеет пересечение с судьбой другого тюркского поселения, поименованного археологами как Какамахинское городище: оно было замком хазарского рода кабаров и по времени существования почти полностью совпадает с упоминавшимся выше Какашуринским поселением.

Бывший каменный карьер на территории городища
Бывший каменный карьер на территории городища

Какамахинское городище – это датируемые I-IX вв. остатки большой крепости площадью 800 на 500 м, на наиболее возвышенной части его сохранились следы существования цитадели размером 80 на 70 м. Оно расположено в местности Гувшан-тёбе, на участках одноимённой горы и сейчас можно заметить дорогу в старинный город, его улицы и камни, оставшиеся от фундамента и стен многочисленных построек. Археологические данные позволяют считать городище остатками одного из крупных и стратегически важных средневековых городов на Северо-Восточном Кавказе. Город получал воду из некоторых родников, один из них, минеральный, несколько лет назад перестал функционировать. По легенде, на горе Гувшан–тёбе была зарыта золотая кастрюля с сорока ручками, наполненная драгоценностями. Кроме того, в разное время жители находили здесь захоронения доисламского периода, - вероятно, гора требует дополнительных исследований. В 2018 г. житель Какамахи исследователь Абдурагимов Б. сделал фотографии Гувшан-тёбе, на одной из которых запечатлена хорошо сохранившаяся нижняя часть стен здания городища. К сожалению, при осмотре этого места стен нам обнаружить уже не удалось, это говорит о том, что они были разобраны.

Обозримая длина Гувшан-анак составляет от 25 метров
Обозримая длина Гувшан-анак составляет от 25 метров

Интерес представляет также расположенная на склоне Гувшан-тёбе и популярная у местных жителей Гувшан-анак. Имея ширину менее полуметра, пещера образует собой лабиринт, ведущий в глубь горы. В жилой же зоне Какамахи мы осмотрели мемориальную доску Магомедова Бадрутдина, знаменитого кумыкского поэта, редактора и переводчика. Оформительское решение доски выделяется оригинальностью – изображение литературного деятеля с рабочей фотографии перенесено на камень и выглядит сколь необычно, столь и интересно.

Бадрутдин был одним из лучших поэтов современной Кумыкии
Бадрутдин был одним из лучших поэтов современной Кумыкии

Выводы по итогам мероприятия:

- в списках Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан один и тот же объект, находящийся в Какашуре, указан дважды. В частности, следует убрать одну из мечетей в списке выявленных памятников истории и культуры («квартальная мечеть, 1286 г. х., т. е. 1869 г.»), а в перечне аналогичных памятников регионального значения, где она изначально была указана («мечеть квартальная, 1869 г.»), исправить ошибку в названии квартала, указав вместо «Бебенаул» правильный вариант «Тёбенаул»;

- в статье «Смысл имени: к вопросу о наших топонимах», опубликованной в 2010-е гг. в газете «Ёлдаш» и бюллетене «Таргу-Тау», обоснованно предлагается переименовать Какамахи в Кабар. Кабар-кол

– лесистое ущелье, через которое идёт дорога в Какамахи, Кабар – долина, где расположено село. Мы считаем, местная община должна рассмотреть этот вопрос.

Благодарим за участие в мероприятии жителей Какашуры Арсланалиева Абубакара, Гаджиева Сиражутдина, Гаджиева Магомедкамиля, жителей Кака-Махи Рашидова Нурутдина, Баганова Муртузали, а также киностудию «Тарковский».

ДРОО «Тухум терек тамурлар»

Краеведение

Краеведческие походы в 2016 году:
Краеведческие походы 2017 году:
Краеведческие походы в 2018 году:
Краеведческие походы в 2019 году:
Краеведческие походы в 2020 году:
Краеведческие походы в 2021 году:
  1. У КУМЫКСКОГО МОРЯ
  2. ТАШ-ГЕЧИВ: СТАРАЯ АРХИТЕКТУРА И ШЕЙХ БАШИР
  3. УЙТАШ – КРАЙ КАМЕННЫХ РЕПТИЛИЙ
  4. ДОРГЕЛИ
  5. ХАСАВЮРТ: НА ТОТУРБИЕВА

ДЛЯ ПРОСМОТРА СПИСКА ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ НАЖМИТЕ НА ДАННУЮ СТРОКУ.

МУЗЕИ

ДЛЯ ПРОСМОТРА СПИСКА ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ НАЖМИТЕ НА ДАННУЮ СТРОКУ.