Найти в Дзене
Сложное кино

Ларс фон Триер. Мастер в уничтожении жанрового кино.

Пару слов о величайшем провокаторе. Через год после того как Триер окончил Национальную датскую киношколу в 1983 году, он создал свою первую полнометражную ленту «Элемент преступления» (1984), которая в дальнейшем получила Большой приз высшей технической комиссии Каннского кинофестиваля и ряд других самых престижных кинонаград и номинаций со всего мира. Это по праву можно считать одним из самых амбициозных и невероятных кинодебютов в истории кино. Удивительно то, насколько режиссёр умеет выворачивать обычные на первый взгляд жанры и играть на зрительских ожиданиях, из-за чего эго Ларса фон Триера делает его в какой-то степени провокатором, но заслуженным провокатором. Он, как никто другой, умеет приструнить зрителя и поставить его на место, показать всю его необразованность и поверхностность. Практически любой зритель попадает в ловушки Ларса фон Триера, так как они порой бывают ну просто слишком мастерски расставлены. Взять теже фильмы «Танцующая в темноте» (2000), где режиссёр полно
Оглавление

Пару слов о величайшем провокаторе.

Ларс фон Триер (фото)
Ларс фон Триер (фото)
Через год после того как Триер окончил Национальную датскую киношколу в 1983 году, он создал свою первую полнометражную ленту «Элемент преступления» (1984), которая в дальнейшем получила Большой приз высшей технической комиссии Каннского кинофестиваля и ряд других самых престижных кинонаград и номинаций со всего мира. Это по праву можно считать одним из самых амбициозных и невероятных кинодебютов в истории кино.

Удивительно то, насколько режиссёр умеет выворачивать обычные на первый взгляд жанры и играть на зрительских ожиданиях, из-за чего эго Ларса фон Триера делает его в какой-то степени провокатором, но заслуженным провокатором. Он, как никто другой, умеет приструнить зрителя и поставить его на место, показать всю его необразованность и поверхностность. Практически любой зритель попадает в ловушки Ларса фон Триера, так как они порой бывают ну просто слишком мастерски расставлены. Взять теже фильмы «Танцующая в темноте» (2000), где режиссёр полностью переворачивает привычный жанр мюзикла или его последний фильм «Дом, который построил Джек» (2018),  где режиссёр выворачивает посредственный сюжет про серийного убийцу в совершенно иную сторону, делая нас соучастниками его преступлений. При этом поражает то, как режиссёр наполняет глубиной каждую картину; то, как он разговаривает в рамках своего киноязыка. Так как сам режиссер по большей части издевается над жанровым кино, то можно сказать, что он ведёт своего рода киномонологи, которые не нацелены на понимание со стороны зрителя. Тем не менее, ему приятно получать пусть и негативный, но отклик. Ведь это доказывает, что его план сработал как надо. Другими словами, Триер знает, что если он сделает "так", то зритель среагирует "этак" – и это даёт ему право проводить свои эксперименты над зрительским восприятием.

Особенности киноязыка Триера.

Шаг первый.

Чтобы правильно понимать Триера, необходимо в первую очередь смириться с его эго и согласиться с тем, что он мастер своего дела.
х/ф «Европа» (1991), реж. Ларс фон Триер
х/ф «Европа» (1991), реж. Ларс фон Триер

Я поясню к чему эти, на первый взгляд, хвалебные дифирамбы в его сторону. Ловушки Триера устроены таким образом, что зритель может оказаться лишь в одном из двух лагерей, которые режиссёр построил друг напротив друга.

  • В одном лагере зритель, попадая в ловушку, становится жертвой Триера, так как его юмор и способы повествования чаще всего выводят нормального человека из привычного равновесия.
  • В противоположном лагере - зритель изначально понимает свою позицию по отношению к такого рода режиссёру и тогда просмотр его картин становится своего рода посещением дополнительных занятий после школы, так как никто кроме Триера так прямо не укажет вам на вашу невнимательность или поверхностное отношение к кино.

Если для того чтобы воспринимать фильм, вам нужны красивые спецэффекты или множество различных локаций, то Триер нарисует обозначение домов мелом на театральной сцене и сделает единственной возможной локацией – несуществующий город Догвилль. И это будет работать, вы всё равно попадёте в ловушку Ларса фон Триера.

к/ф «Догвилль» (2003), реж. Ларс фон Триер
к/ф «Догвилль» (2003), реж. Ларс фон Триер

Если вы привыкли воспринимать убийство в кино, как вполне нормальное явление, то Триер покажет вам в фильме «Дом, который построил Джек» (2018) до каких пределов может дойти демонстрация убийства в кино, когда вы станете соучастником серийного убийцы. Ваш поход в кинотеатр из-за желания увидеть убийство на экране будет сподвигать убийцу продолжать это делать. И это будет работать, вы всё равно попадёте в ловушку Ларса фон Триера.

к/ф «Дом, который построил Джек» (2018), реж. Ларс фон Триер
к/ф «Дом, который построил Джек» (2018), реж. Ларс фон Триер

Шаг второй.

Второй важной особенностью фильмов Триера является то, что он выпускает фильмы трилогиями, в каждой из которых он в какой-то степени меняет свой стиль, из-за чего достаточно сложно адаптироваться к новым взглядам и приемам режиссёра. Вот только ты успеваешь привыкнуть к приемам и способам повествования в трилогии «Европа», как Триер резко меняет курс и впускает трилогию «Золотое сердце» в совершенно другой стилистике и с другими способами повествования.

Поэтому каждый фильм Ларса фон Триера нужно рассматривать в рамках вселенной трилогии и её исключительных законов.

Если в фильме «Европа» (1991) режиссёр прибегает к жанровым особенностям нуара, и женская героиня становится элементом коварства и предательства всех вокруг, то в фильме «Догвилль» (2003) – женщина выступает главным героем, которая старается побороть несправедливость мира по отношению к своей судьбе. А в фильме «Антихрист» (2009) – сюжет выстраивается уже совершенно иным образом. Тема женщины в картинах триера может удостоиться отдельной самостоятельной статьи, поэтому в рамках данной – это были лишь те немногие примеры, которые показывают насколько изменчивым и разносторонним может быть режиссёр Ларс фон Триер.

Шаг третий.

Третьей важной особенностью можно смело назвать жестокость в картинах Триера. Ту самую жестокость, которую не хочется видеть и на которую не хочется обращать внимание.

Режиссер специально тыкает нас носом в реальную жизнь и то, какой она может быть. Как бы не начинался фильм Ларса фон Триера, можно всегда предположить как он закончится. Если даже хеппи енд в стиле Триера выглядит, как геноцид целой деревни с людьми, то что говорить про плохие исходы... И самое ужасное – это умение режиссера внушить нам своё мнение. То, как мастерски он владеет киноязыком, позволяет ему внушать нам практически любую свою идею. Если происходит геноцид целой деревни, а режиссёр хочет, чтобы мы вместе с героиней были за такой исход событий, то он обязательно добьется своего и шокирует нас финалом. Не тем фактом, что в финале вообще происходит истребление всего населения деревни, а осознанием того факта, что мы были за такой исход. Хотя если присмотреться детальнее, то в этой деревне жили самые обычные люди со свойственными обычным людям недостатками. Но сам способ повествования вынуждает встать на сторону главной героини.

Таким образом перед просмотром фильмов Ларса фон Триера, вы должны быть готовы, что вам покажут – кто вы есть на самом деле самым жестоким образом. Но никто другой не будет с вами так честен, чтобы вести такие прямолинейные диалоги. Только Ларс фон Триер!

Итог.

Подводя итог, можно сказать, что

Триер - далеко не для всех.

Перед просмотром его картин нужно быть в первую очередь честным по отношению к себе и отчётливо понимать свою человеческую природу, а также самое главное – уметь принимать её недостатки. Ларс фон Триер осознаёт, что массовое / жанровое производство кино выращивает необходимого им зрителя, как капусту на грядке, и поэтому режиссёр постоянно вставляет им палки в колёса, всячески ломая законы жанров и изворачивая все возможные приемы кино наизнанку.

Ларс фон Триер (фото)
Ларс фон Триер (фото)
На данный момент Ларс фон Триер – это один из тех немногих (если не единственный) режиссёр в кино, который может противопоставить одного себя всем фабрикам и корпорациям по производству массового коммерческого продукта для большого количества зрителей.

Каждый его фильм – это событие, а каждая трилогия – это изменение всего мирового языка кино. Поэтому я не буду останавливаться на каком-то отдельном фильме, а попробую разобраться в каждой его трилогии с той же последовательностью, как и сам Ларс фон Триер разбирается в нас. Я попробую проанализировать трилогию «Европа», которая некогда перевернула всё мировое кино до этого. Никто и никогда так не использовал камеру и декорации, никто и никогда так не выворачивал сюжетные возможности фильма в свою сторону. Поэтому следующая статья будет очень развернутой:

Трилогия «Европа» Ларса фон Триера. История о том, как создавать вселенные, которые создают сами себя.

#кино #культура #биография #биография знаменитостей #ларс фон триер #режиссеры