Найти тему
Большой Меломанский

Вега 108 - гутарим за винил и схемотехнику

Всем привет! С вами Дядя Джек!

Ездил я сегодня в магазин за продуктами на машине. В обычный гипермаркет среднего размера. Там еще носки можно прикупить. И вот еду себе на тележке мимо рядов с колбасой, и вдруг вижу лицо знакомое. Мужичок стоит. Рост средний. Борода в стиле чуть длинее щетины. Нос острый, длинный. Поверх него очки умеренно стильные.

Лоб с легкой гармошкой. Прическа есть, но сразу не заметно. Классика с пробором слева. Судя по длинне и строгости состояния чувачок только из парикмахерской.

На плечах у него рубашка, на ней ветровка. На ногах джинсы да кроссовки.

Я притормаживаю. Подхожу поближе. Тут он на меня смотрит. И вдруг кааааааак заулыбается!!! Одногруппник мой по универу. Мы с ним уже лет 10 как только по соц. сетям видимся. Характеры у нас разные. Но мы поддерживаем отношения на плаву.

Ну мы с ним само собой поболтали. Взяли внеплановый торт. Пельменей. Огурчиков банку. Еще кой чего к кофейку.

Ну и поехали к нему на моей машине. Оказалось, что он в 20 км от моей деревеньки, с соседнем селе дискотеку купил.

Ой. Чего пишу то? Вот, что значит ютубчик слушать. Дачу он себе прикупил. С банькой. Дети у него уже уже к универу готовятся. Ну он и решил, что для общего развития родители должны на выходные за город уезжать, оставляя квартиру детям на ЭТИ ДНИ!!!

Вот и прикупил. Теперь обживается.

А тут еще так вышло, что приехал один на неделю. От жены отдохнуть.Ну и заодно на пельмени поналегать. А жена на машине от него уехала. Вот он ту пешком по окрестностям и гуляет.

В общем приехали мы к нему. Посидели, торт поели. Кофе с пельменями. А дальше я домой. За рулем. Трезвый!

Пока ехал вспомнил, что тогда в универе была у него Вега 108. Он тогда ее переделал, и активно нас всех на вечеринки к себе приглашал.

источник фото http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/wega108s.html

Главная проблема Веги 108 - штатные колонки. Баса у них нет от слов кот и плакать.

Но по остальным частотам вполне нормальные колонки. Даже есть некоторая приятность в звучании высоких частот у них. Особая мягкая и красивая подача.

Но баса ведь хочется.

Так вот этот приятель тогда в универские годы, раздобыл где-то басовик из С90. Причем только один.

Вроде бы колонки сгорели на какой-то дискотеке, ну он под видом сгоревшего динамика заодно и второй уволок.

У него до того как он к нам в универ пришел, был техникум по радиоэлектронике. А потом он решил профессию сменить. Вернулся на родительские финансы поработав пару лет, сдал экзамены в универ, и весьма хорошо в нем учился.

Но самоделки делать не перестал.

И вот он чего сообразил. Он заметил, что у Веги 108й в гнезде приемник повышенная чувствительность.

Это сделано за счет того, что там 2 дополнительных кт315 стоят. Усиливают входящий сигнал. Потом он поступает на кнопки коммутакции, где уже переключается наравне с другими входами. Дальше там следует кнопка моно. После чего небольшой предусилитель, с 2мя 315ми на канал включенными по схеме Дарглингтона.

Ну он посмотрел. Подумал, что ему этот вход не нужен. А вот выход пред-усилителя нужен. Ну он и перепаял схему. Сделал на этих 315х усилители на выход. Чтобы мощнику от преда сигнал не просаживать.

Пред кстати хитро сделан. Там дальше уже на другой плате сделан блок регуляторов. Так вот в нем на входе стоит 315й потом следует диф-каскад, во второе плечо которого приходит сигнал от тембр-блока. И дальше еще на выход один транзистор на канал.

Я такой жести еще не видел. Диф-каскад в тембр-блоке.

Регулировка громкости и баланса при этом просиходит на входе этого блока. Так мало того, полезный сигнал выходит из средней точки регулятора громкости, а вот баланс занимается просадкой третьего выхода резистора на землю.

Что за хитрости такие? А еще у резистора громкости есть 4й вывод. Там тон компенсация стоит. Но правда только на басы. Говорят для полноценной нужно еще верх поднимать, а для этого еще один вывод нужен.

В общем с выхода этого блока он подал сигнал сразу и на мощник, и на перепаянные транзисторы, чтобы выход получить.

Здесь в схеме есть одна хитрость. Дело в том, что усиление по амплитуде происходит на входном транзисторе именно этого бока. Раскачки амплитуды в схеме мощника нет.

Там есть диф-каскад. Но он ничего не усиливает. Он только ООС с входным сигналом объединяет. При чем токовых зеркал нет.

Дальше идет хитрая фазоинверсная цепь аж из 3х транзисторов. Я еще не понял как она работает. Но она тоже амплитуду не усиливает.

Ну а дальше просто транзисторы усиления по току. По 3 каскада на плечо.

И все. Раскачка амплитуды происходит на плате регуляторов.

Отсюда и этот фирменный гуд при включении. У обычного мощника ООС давит переходные процессы при зарядке конденсаторов. А тут ООС - то их давит. Да они в другом месте происходят. Она там не рулит.

В общем приятель этот, он чего сделал. Он выходной сигнал, уже раскачанный подал на еще один усилитель. Уже самодельный. Там у него и цепь раскачки имеется.

Ну а дальше сделал кубик сабвуфера. Помнится он у него в закрытом ящике был. Не стал он фазоинвертор мудрить. Но сделал регулятор усиления. Как итог басы у него были хорошие.

При тех же 15 ас 409 в качестве основных источников.

Вообще же эта Вега весьма комфортно звучит. Если учесть, что в схеме ни каскодов ни токовых зеркал.

А ведь Радиотехника У101 даже имея 1 каскод выдает весьма плоский звук. А тут все весьма приятно.

У меня ведь тоже эта вертушка была. И я ее и к Радиотехнике У101 подключал. Да и колонки разные напольные подключал. Надо сказать, если громко не врубать, то эта Вега весьма не плохо басы качает. Даже на напольниках.

При такой простой с виду схеме.

Корректор у нее простой. На входе КТ315, дальше КТ361 это комплиментарная пара к 315му. Они в одинаковом уникальном корпусе. Их сразу видно. Их почему-то решили выделить из всей элементной базы, приделав им уникальный корпус. Их всегда на плате видно. Не знаю, за что им такие привелегии. Вроде транзистор как транзистор.

В цепи обратной связи между этими каскадами стоят цепи коррекции АЧХ. Ну и на выходе еще один КТ315. Вот и весь корректор.

На звук и винил на этой вертушке весьма приятно звучит.

Вертушка польская Unitra. У нее хитрый контроль оборотов мотора. С лампочкой. Но он стоит только на моторе. Поэтому обороты не стабильны.

Все время возникает вопрос зачем он там вообще нужен? Что делает и зачем? Почему не поставили его на маховик?

Когда пассик вытягивается, так и вообще разное положение тонарма на пластинке приводит к разным оборотам. Оказывается он при давлении всего в 2 грамма умудряется не слабо так тормозить вращение маховика весом в 3 килограмма.

Эксперимент этот все Веговоды ставили. Выставляли обороты по стробоскопу, ставили тонарм в начале диска. Обороты замедляются. Подправляли их. Потом переставляли тонарм в конец пластинки, обороты тут уже заметно так ускорялись.

При этом смелые эти Унитровцы. Они ведь при такой схеме туда стробоскоп поставили. Чтобы сразу видно было, что обороты гуляют.

Или это была хитрость, чтобы в ремонт технику чаще носить. Как там у Поляков было в те времена? Сервис на каждом шагу?

В общем приятель наш звал к себе показывать свою самоделку. У него еще много всякого было. В ванной свет автоматический. И в читальной комнатке тоже. Не буду называть вещи своими именами. Будет читальная комната.

Были и на кухне примочки. И шторы с электроприводом. Правда пульт дистанционный он не сделал. У него около входной двери было управление и светом и шторами. Хотя вроде бы датчик освещенности был. По нему эти штуки сами включали и свет и шторы закрывали.

Я его спросил как у него сейчас с самоделками пока мы торт ели. Я ведь сейчас тоже электронику изучаю. Завел себе новое хобби. Надо ведь все время что-то изучать. А то синапсы в голове шалят. А мне они бодрые нужны.

Не удержусь расскажу эту историю. Произошла она лет 8 назад. Сел в такси у метро. Таксист активно зазывал. Ну я и согласился. Тем более вроде о цене поторговались чтобы как говорится ни вам ни нам.

Вез он меня на глазастой Е-шке мерседесе.

И вот рассказывает по пути. Пассажирка забыла Айфон. А он уже на пенсии. Айфон звонит, но таксист не знает как на него ответить. И в салон сотовой связи ведь не пойти, не спросить как им пользоваться. Скажут мол дед ты чего творишь? Где Айфон взял? В общем вечером внук показал. Но до вечера он весь день ездил не зная как аппарат вернуть.

А я чет тогда про себя подумал. Ведь в 80х этот весьма бодрый и успешный дядька во всю читал научную фантастику. И Хайнлайна, и Стругацких, и Азимова.

Ведь мечтал же он о смартфоне. Хайнлайн же их еще в 1950х описал. Причем весьма подробно. Называл правда словом фон, а планшеты словом терминал.

Но ведь читал же. Увлекался. Мечтал. И вот мечты пришли. Сам еще огурец. На Мерседесе вот. Амбиции-то до сих пор бодрые. И вдруг пришла к тебе мечта твоей молодости. А ты ей не знаешь как пользоваться.

Я тогда был в шоке. Неужели нас всех это ждет? Придет то о чем мечтали, а мы не захотим это изучать?

В общем пока могу держу мозги в тонусе. Постоянно, что-то изучаю. Причем именно с нуля. А то страшно ведь. Обломаться на свои мечты, когда они будут в каждом кармане. И будут возможности их купить.

Тут бы еще надо пару слов про звучание винила.

Я вообще меломан. Для меня приоритет не качество звука. Я ведь и кассеты слушаю. Причем даже на магнитолах третьего класса. Есть парочка. Я с ними на озеро не реже раза в неделю хожу.

А вот эстетика установки винила на вертушку. Вот это приятно. Взять в руки большой конверт. Вынуть пластинку. Убрать с нее пыль.

Вот это меня в приоритете цепляет.

Хотя буду с вами честен. В этом плане катушки меня еще больше цепляют. Винил я обычно предпочитаю переписывать на катушку. И уже катушку крутить. Так и пластинки дольше служат. А то все таки запиливаются. Начинают и щелкать, и шуршать, да еще и присвистывать на шипящих.

Но все равно есть в этой постановке пластинки на вертушку что-то особо приятное. Что-то уникальное.

А еще. Я на самом деле слышу разницу. Я не буду подробно описывать ее. Но на виниле верх мягче и детальнее звучит. Мне это не принципиально. Я и кассетой доволен. Но разница есть. И аналоговый звук он детальнее. Там больше звуков слышно. Да и стык середины с верхами он тоже мягче. А на компакт диске он какой-то рваный.

Я не знаю какими другими словами тут звук описать. Мне больше подходит слово рваный стык. Меня в музыкалке учили, что для звукоописания можно применять любые слова, если они достаточно подробно выражают суть ощущений.

Слово рваный вполне подходит. Ведь звук это тоже ощущение. А значит рваный край, что у бумаги, что у звука, для человека из одной оперы. Из оперы ощущений. А значит слово имеет право на применение.

И тот факт, что я изучаю электронику, да еще в направлении звука, ничего не изменит в моем мышлении. Этот фундамент выбора слов мне со школы заложили. Отменить его я уже не могу.

Вот на этой позитивной ноте пожалуй на сегодня все.

Спасибо, что вы со мной!

***

П.С. а приятель сказал, что самоделки иногда делает. По паре штучек в год. И дачу само собой автоматизирует. На обзор этого дела я с ним на правах блоггера договорился.