Здравствуйте дорогие читатели. В этой статье я расскажу о том, как жили артисты в имперской России.
Одним из самых основных развлечений в те времена был театр, а развлекающие публику артисты, делились на две категории – крепостные артисты и не крепостные. Самый первый придворный театр в России, появился при царе Алексее Михайловиче.
Узнав о комедиях во Флоренции, царь Алексей Михайлович решил создать собственный придворный театр. Русских профессиональных артистов тогда еще не было, а по приглашению, иностранные актеры ехать отказывались.
В 1672 году, приняли решения создать придворный театр своими силами, а задачу для осуществления цели, поручили Готфриду Иоганну Грегори, который собрал труппу из 60-ти человек.
Первая пьеса была на немецкую тему, Алексею Михайловичу она очень понравилась. Поговаривают, что он смотрел ее десять часов подряд.
Повторяя за царем, дворяне и помещики, не жалели средств для создания у себя, придворных театров, пышных нарядов для актеров и различных реквизитов. Ко всему, это было способом, для демонстрации своего богатства.
В начале 18-го века в Москве уже было 53 крепостных театра, однако жизнь актеров в крепостных театрах, хорошей не назовешь. За частую, актеры жили в невыносимых условиях ведь задворки театров представляли собой гаремы и даже тюрьмы.
Помещики и дворяне покупали и продавали крепостных актеров. Цена на них была дороже, чем на обычного крепостного крестьянина, цена начиналась с 5000 рублей, а за обычного крестьянина давали 80 рублей.
Не о каком гонораре, крепостному актеру рассчитывать не приходилось. У графа Коменского актеры голодали и ходили просить милостыню в город, чтобы хоть как-то поесть. Своих актеров граф Коменский часто наказывал. Те, кто забывал слова из пьесы хлыстали кнутом за кулисами, прямо вовремя представления.
Любовные отношения между актерами, зачастую карались смертной казнью. Особенно этим прославился Генерал Иван Шепелев, который содержал крепостных актеров в тесных камерах с решетками.
Были и восстания артистов, но такие бунты тут-же подавлялись. И представить страшно, сколько талантливых актеров было погублено жестокими помещиками.
Выше я говорил о том, что помимо крепостных актеров, были еще и не крепостные. Они на ряду с обычными людьми, имели право на владения своим имуществом. Им платили высокое жалование – выше чем, например, фельдшеру или учителю гимназии, которым платили около 70 рублей в месяц, а не крепостные актеры получали 150 – 170 рублей.
Однако если актер в чем-то провинился, он мог лишится месячного жалования. Также актеры не могли пропустить выступления в театре, даже если заболели, за это могли оштрафовать или вовсе уволить.
Дорогие читатели, не оставляйте статью без лайков если она вам была интересной, а если вам есть что добавить, то поделитесь своим мнением в комментариях.