Найти тему
Большая перемен@

Я плохой учитель? Синдром самозванца у преподавателей

Оглавление
«Дети совсем меня не слушаются, видимо, у меня нет преподавательского дара»
«Ученики называют меня любимым учителем, но я чувствую, что коллеги куда компетентнее и лучше меня — будто ворую их звание»
«На моем месте должен быть более достойный педагог».

Проскальзывали ли у вас хоть раз такие мысли в голове? Если да, то это не удивительно — требования и ожидания родителей, учеников и администрации порой вынуждают усомниться в своих силах и компетентности.

Мы и сами склонны себя критиковать.

Даже опытные преподаватели, рефлексируя, задерживаются на своих неудачах, постоянно прокручивают в голове ситуации, в которых могли бы сделать все лучше, и сомневаются в том, что находятся на своем месте.

Разберем три классических заблуждения, из-за которых мы, учителя, нередко начинаем сомневаться в своих силах. И объясним, почему делать этого не стоит ❤️

Чувствуем, будто обманываем других или обманываемся сами

«У остальных все так здорово получается, а у меня так не выходит — наверное, у меня нет педагогического дара, и быть учителем — не мое призвание».

Порой кажется, что настоящие профессионалы все схватывают на лету и отлично справляются даже с непривычными задачами, а те, у кого так не выходит — не успешные учителя, а «самозванцы». Конечно, это не так. Педагогический процесс — сложная творческая работа, и сталкиваться в ней с трудностями совершенно нормально.

Какая неудача тревожит вас сильнее всего? Например, не получилось сразу найти подход к ученику — подумайте, зависел ли успех только от вас: быть может, вы просто не сошлись темпераментами или на ребенка сильно давят родители.

Вы не обязаны быть бронебойным поездом. Да, идеально урок провести невозможно, но именно методом проб и ошибок со временем получается выработать свои уникальные методики и занять авторитетную позицию. Главное — не позволять сомнениям мешать вашему росту.

Обесцениваем себя

«У меня недостаточно опыта», «Боюсь, что ученик задаст вопрос, на который я не знаю ответ», «Разве я могу учить, если не знаю всего предмета в совершенстве?»

Не стоит постоянно сравнивать себя с другими: да, коллеги могут и правда знать и уметь больше, но только в некоторых областях. Вы, в свою очередь, превосходите их в других вопросах — может, вы внимательнее и быстрее проверяете работы или здорово планируете урок.

Нам часто кажется, что все вокруг разносторонне развиты и идеально справляются с любыми задачами, но на самом деле так не бывает. Логично, что историк лучше разбирается в дворцовых переворотах, а физик может играючи рассказать о теории ложного вакуума, но поменяться ролями лекторов в данных темах они не смогут. А еще логично, что старшие коллеги уже знают, с какими проблемами могут столкнуться, и успешнее руководят классом. Зато молодые учителя быстрее разбираются в новых технологиях, им проще принять нововведения.

Каждый преподаватель по-своему ведет уроки, поддерживает учеников или помогает коллегам — и знания его в одних областях у́же, чем у коллег, а в других — шире. Не сравнивайте себя с недостижимым идеалом и используйте свои сильные стороны, чтобы совершенствоваться в том, что вам подходит и удается.

Объясняем свои достижения удачей

«Урок прошел хорошо, повезло», «Это удача, что меня взяли в этот коллектив, хотя, наверное, я этого не очень заслуживаю».

Обесценивать свои заслуги и списывать все на удачу — такое поведение заложено в нашем культурном коде. Нас с детства учат «не высовываться», говорят, что хвастаться — это плохо. Из-за этого мы не умеем принимать комплименты и признавать, что наши успехи — результат кропотливого труда, а не обыкновенное везение.

Уделять внимание своим достижением важно. Списывая их на удачу, мы лишаем себя возможности проанализировать, в чем именно преуспели, а также удовольствия порадоваться своим свершениям и зарядиться мотивацией — без этого не справиться с выгоранием. Сравнивать себя с коллегами бессмысленно: лучше сравнивайте себя с собой в прошлом — это куда плодотворнее.

Опытные и успешные преподаватели тоже сомневаются в себе. Однако они не списывают свои заслуги на волю случая — это в том числе помогает им справиться со стрессом.

Попробуйте прямо сейчас похвалить себя в комментариях за любое достижение или написать себе пожелание на грядущий учебный год. И помните: даже если сегодня вы не уверены в своих силах, вам всегда есть куда обратиться за поддержкой 🌸

_____

#синдром самозванца #синдром отличника #материалы для преподавателей #полезные советы из учительской #советы педагогам #методика преподавания #в помощь преподавателю #сообщество преподавателей #уверенность в себе #учительство