Два непримиримых лагеря: пешеходы и водители. Водители считают пешеходов баранами, пешеходы водителей козлами. Да, граждане дорогие, так мы далеко не уедем. У нас на дорогах только в прошлом году погибли 52 тысячи пешеходов. Это же пять таких городков, как Вилюйск или Ельня.
Бесспорно, в смерти пешехода под колёсами машины виноват водитель. Ведь автомобиль – это средство повышенной опасности. Но. Есть подозрение, что немалая часть пешеходов вдохновилась безоговорочной поддержкой российского закона и расслабилась, решив, что человек на проезжей части – главный. Я иду, всем стоять бояться.
Конечно, человек главный. Конечно, на дороге стоять бояться. Не только водителям. Пешеходам, в первую очередь! Да, закон на стороне пешехода. Но чем физически поможет закон человеку, переходящему дорогу на красных свет или в неположенном месте? Поможет вам ваша правота под колёсами автобуса?
Кому-то сейчас может показаться, что мы виктимблеймингом занимаемся – обвиняем беззащитную жертву средства повышенной опасности. Нет! Мы пытаемся донести несложную мысль: сама автомобильная дорога – это место исключительной опасности для жизни. Даже на зебре, даже на зебре с зелёным человечком на светофоре.
Почему пешеходы игнорируют опасность?
Откуда растут ноги у беспечности пешехода, идущего по обочине или перебегающего многополосную дорогу? Сейчас не берём в расчёт тех, кто ищет опасности намеренно, проверяя себя на смелость. Скорее всего, ответ до обидного простой: людям даже в голову не приходит, что водитель может его не заметить. Как он может?! Представьте себе! Особенно в сумерках и темноте.
Человек в чёрной одежде без светоотражающих элементов превращается в невидимку. Водитель может отвлечься на секунду. Да, он тоже человек – заплакал ребёнок на заднем сиденье, чихнул, посмотрел в телефон. Конечно, в телефон смотреть нельзя, если ты за рулём. Но ведь и пешеходу запрещено переходить улицу в неположенном месте.
Ещё пешеход думает, что машина остановится мгновенно, как только водитель нажал на педаль тормоза. Нет, не остановится. Про тормозной путь слышали? А чем выше скорость или тяжелее автомобиль, тем длиннее тормозной путь. Словом, ни на секунды не снижать внимания, когда вы на дороге.
Ситуацию осложняет то, что наши дороги в принципе плохо приспособлены для пешеходов – нерегулируемый пешеходный переход на двухполосной дороге тот ещё квест. Три четверти всех наездов на пешеходов случается именно на переходах без светофоров.
Кроме очевидных ситуаций вроде перехода на красный свет, есть ещё несколько так называемых «ловушек» для пешеходов. Ловушка – это не та ситуация, когда пешеход сознательно нарушает правила перехода проезжей части. Это ситуация, когда пешеход не чувствует опасности. Разберём каждую.
Ловушки для пешеходов:
1. Ловушка на дороге с двумя и более полосами.
Опасность поджидает в «свободном» соседнем пропускающим вас авто ряду. Когда ещё не видима пешеходу другая машина. А сели полос не две, то так поступать следует на подходе к каждой следующей полосе. Хорошо бы водителю, пропускающего пешехода вовремя предупредить его, если заметил в боковое зеркало несущийся автомобиль.
Это же касается встречной полосы.
2. На дороге с пробкой.
Стоящие машины загораживают обзор. Пешеходы расслаблены видом стоящих машин…а не стоит. Ведь по свободной встречной полосе может ехать автомобиль. Смотрите направо, дойдя до встречной полосы, прежде чем шагнуть под колёса.
И водителю на встречке стоит включить бдительность, чтобы не сбить легкомысленного пешехода.
3. Перед припаркованным автомобилем.
Похожа на предыдущую. Стоящий автомобиль загораживает обзор пешеходу. Такое часто случается во дворах. Не торопитесь выйти на дорогу, загляните за автомобиль. Загораживать обзор могут не только машины, но и кусты, сугробы и заборы.
4. Перед стоящим грузовиком или автобусом с высокой посадкой водителя.
Непосредственно перед грузовиком образуется «мёртвая зона» или «слепое пятно» - пешеход невидим для водителя. Водитель трогается с места и… пешеход гибнет на месте. Без единого шанса.
Не стоит водителям грузовиков останавливаться перед самой «зеброй».
5. Перед стоящим автобусом.
Автобус, троллейбус или трамвай загораживают обзор! Их нельзя обходить ни спереди, ни сзади! Дойдите до ближайшего пешеходного перехода. Или подождите, пока автобус отъедет.
6. На обочине.
Некоторые безголовые водители объезжают помеху по обочине. Помните об этом.
7. Зелёный человечек на светофоре.
Добропорядочный пешеход по все правилам переходит дорогу. Он расслаблен, а, то ещё и в наушниках. А по дороге несётся нарушитель на красный свет…
Ну, и напоследок, почему не стоит перебегать дорогу. Человек, принимающий такое решение, действует из простой логики – быстрее, значит меньше риска. Заблуждение, стоившее жизни многим. Почему без через дорогу опасен?
Если пешеход переходит дорогу в спокойном темпе, его боковое зрение даёт шанс вовремя увидеть приближающийся автомобиль и УСПЕТЬ остановиться. Человек не машина, но бегущему тоже требуется некоторое время на остановку. И водитель, заметивший идущего пешехода, успевает тормознуть. А если бежит, то лишает возможности исправить ошибку и себя, и водителя.
Берегите себя и своих близких, дорогие читатели. Было полезно? Не пожалейте усилий лайкнуть нашу статью).