Найти тему
Хочу читать

Эдуард Веркин. «Т-34». Памятник forever

 Эдуард Веркин. «Т-34». Памятник forever
Эдуард Веркин. «Т-34». Памятник forever

День победы над собственным несовершенством

Витька, Генка и Жмуркин – герои приключенческого (не без изрядной доли иронии и юмора) подросткового цикла Эдуарда Веркина. Они – деятельные ребята, которым не чужд дух авантюризма, а потому каждый раз оказываются в центре захватывающих и небезопасных событий, к счастью благополучно заканчивающихся. То они ищут клад, то выслеживают снежного человека, то ловят рыбу-монстра… В этой повести неразлучная троица вступает в борьбу с преступниками – расхитителями цветных металлов.

А началось все с того, что классная руководительница Анна Капитоновна, недавно окончившая педвуз и полная идей, предложила классу незадолго до празднования Дня Победы «проявить социальную активность». А именно «провести что-то вроде акции: разбиться на группы, взять по ветерану и помочь им в чем-нибудь».

Ветеран, который «достался» героям повести, Алексей Алексеевич, оказался довольным крепким еще стариком и в помощи не нуждался. Но он предложил ребятам благоустроить изрядно запущенный мемориальный комплекс памяти героев Великой Отечественной войны. А главное – привести в порядок танк «Т-34», стоящий на пьедестале. И все это – в полунищем пригороде, где одни «тундрюки и бабки древние», на улице, по иронии судьбы именуемой улицей Победителей. Правда, в новостном телерепортаже ее уже назвали «улицей Проигравших». Ее жители даже не в состоянии платить за электричество, всю улицу собираются отключить от сети. И, понятно, памятник и площадь вокруг него находятся в плачевном состоянии.

Мальчишки поначалу настроены скептически к этой «добровольно-принудительной акции». Но рассказ Алексея Алексеевича о судьбе танка производит на них впечатление. Боевую машину привезли на городской ремонтный завод в самом конце войны: «Он наткнулся на «Пантеру»… Экипаж погиб… Потом люди начали возвращаться с фронта, я вернулся тоже. И мы решили поставить памятник в честь всех, кто не вернулся на нашу улицу… Всё за свой счёт – тогда у государства свободных денег совсем не было, мы по копейке собирали на этот памятник…»

В душе каждого из ребят история танка находит свой отклик. Генка, как любитель всяческой техники, испытывает к боевой машине профессиональный интерес. Жмуркин, самый циничный из всей троицы, прекращает торговаться насчет объема и срока восстановительных работ, как только обнаруживает на табличках с фамилиями фронтовиков начало фамилии своего деда – остальное украли охотники за цветными металлами. Психологически точно показывает писатель, какая напряженная работа происходит в душе подростка. «Жмуркин побледнел. Таким бледным серьезным Жмуркин бывал редко…

— Мать рассказывала, что сначала пришла похоронка, — прошептал Жмуркин. – А потом, чуть ли не через полгода, прислали документы на орден. Но сам орден так и не прислали…»

Бледность, внезапно пропавший от волнения голос – напускной цинизм слетает с парня, как куски облупившейся старой краски, совсем как с памятника, когда его начинают приводить в порядок ребята. И Жмуркин от имени всей компании твердо заявляет: «Мы поможем восстановить этот танк». И ребята, как клятву, повторяют вслед за ним: «Поможем».

И принимаются за работу. Впрочем, никакой выспренной патетики в их действиях и разговорах нет и в помине. Они привычно обмениваются колкостями, а в процессе работы то и дело попадают в разные забавные ситуации. Мозговым центром и организатором всех работ по восстановлению мемориала становится, конечно, Генка. У него явный инженерно-конструкторский талант и солидный опыт работы со всякими механизмами. Недаром его любимое место – гараж, где он вечно что-то конструирует. В этой повести Генка усовершенствовал старенький мотоцикл – приделал к нему коляску, чтобы было удобнее втроем ездить на «Пчеле-убийце» (так зовут мотоцикл). На нем они привозят камни для ограды с карьера и можжевельник из леса. Первые несколько глав – собрание лайфхаков, прямо-таки инструкция для тех, кто захочет повторить акцию мальчишек и устроить мемориал героям-фронтовикам. Технологические процессы изложены деловито и толково. Как лучше покрасить танк, как укрепить ограду, чтобы местные жители не растащили камни для бытовых нужд (а здесь воруется всё, что можно утащить), как изготовить таблички с именами героев…

До середины книги это описания трудовых подвигов героев. А потом история, кажется, сворачивает на излюбленный Веркиным путь мистического триллера. Так и ждешь, что в глубоких многоярусных подвалах городской библиотеки один из персонажей, Витька, вступит в борьбу с монстрами, ведь не зря же в конце коридора находится таинственная дверь, неизвестно куда ведущая, но… Всему находится рациональное объяснение. Тяжелые шаги за спиной Витьки в темном подвале – ежик Тимофей, который охотится на змей. Отпечатавшиеся у Витьки на спине таинственные буквы «АВ» — следствие падения спиной в краску и разлетевшиеся трафареты. Съехавший с постамента танк («Пятьдесят лет не скатывался, а сейчас взял и скатился?» — резонно вопрошает Жмуркин) и исчезнувшая металлическая пластина с надписью «Героям, стоявшим насмерть» — дело рук вандалов или «металлоискателей», дернувших плиту тросом, прицепленным к грузовику.

Именно с этого момента, когда ребята обнаруживают, что результаты их трудов цинично осквернены, история становится напряженной. До Дня Победы осталось два дня, но бронзовая плита – искушение для воришек, а значит, они попытаются произвести очередной налет на мемориал. Ребята решают устроить дежурство и установить ловушки. Не покалечить, а попугать вандалов. «Наказание должно быть показательным, но не смертельным. Что-то вроде позорного столба», — изрекает Генка.

Изобретательный Генка придумывает ловушку для «металлоискателей»: перед памятником ребята заливают в яму расплавленный гудрон, в котором можно крепко увязнуть, и забрасывают землей и листьями. И действительно, в эту ловушку попадают расхитители цветных металлов – трое мужиков, предводитель стреляет в мальчишек, сидящих в танке, из пневматического пистолета. И получают отпор. Защитники мемориала в этот момент напоминают экипаж танка. Они так же, как погибшие танкисты, принимают бой с врагами. Причем мастерски разыгрывают бандитов: наводят на них башенное орудие и делают вид, что заряжают его. Это срабатывает: злоумышленники покорно отдают мальчишкам телефоны и пистолет.

Утром накануне Дня Победы местные жители обнаруживают на площади мемориала трех застрявших в гудроне преступников, а рядом большой фанерный щит с надписью: «Они хотели разрушить памятник воинам-героям». Всё это, конечно, придумал креативный Генка. Когда мальчишки обсуждали способы наказания преступников, Витька сказал, что привязанного к столбу позора могли и пихнуть, и даже облить кипятком. Генка придумывает менее болезненный, но унизительный – по грехам их – способ наказания. «Похитители цветных металлов уже не стояли в луже. Они опустились в смолу и сидели, ссутулившись и спрятав под куртками головы. Под щитом прямо на земле стоял ящик с разноцветным серпантином. На ящике косая надпись черным фломастером: «Кинь в засранцев!» Многие подходили к ящику, доставали серпантин и кидали в мужиков. Те уже изрядно перепачкались в густой вязкой смоле, и узкие ленты облепили их со всех сторон. Металлоискатели стали похожи на черные елки. Малыши смеялись, а взрослые фотографировались на фоне такого чуда».

Если учесть, что бандиты грозили мальчишкам расправой (и осуществили бы ее), эта картина вызывает у читателя удовлетворение. Справедливость торжествует. Все внимание общественности – местных и даже областных СМИ, городской администрации и, что немаловажно, «мрачных бородатых байкеров», которые по просьбе Алексея Алексеевича содействовали восстановлению мемориала – сосредоточено на незадачливых злоумышленниках. Мастер риторических фигур Жмуркин в интервью местной телерадиокомпании произносит возвышенную фразу: «Если государство не может позаботиться о памяти своих героев, эту обязанность берет на себя общество. Эту обязанность берем на себя мы!» И патетика здесь совсем не режет слух.

Многие хорошие советские книги приходят на память, когда читаешь повесть Веркина. Одну из них автор упомянул в повести. Это «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара. Ребята сами проводят с ней параллель. Начитанные Витька и Жмуркин вспоминают сцену, когда тимуровцы запирают Квакина с его компанией в сарае во время ночного налета на сад. И хотя, как и положено подросткам-нигилистам, ребята с деланным пренебрежением замечают, что книжка Гайдара – «древняя», «ее никто не читает уже сто лет. А может, двести», дорого то, что они помнят замечательную повесть и наверняка втайне стараются подражать бесстрашному благородному Тимуру и его друзьям.

Кстати, ребята великодушно по случаю великого праздника Победы проявляют «милосердие к поверженным врагам». То есть кидают им веревку, а байкеры вытаскивают расхитителей и увозят «в город на профилактическую беседу». Открытие памятника назначено на следующий день – праздник Победы. И вдруг люди, не сговариваясь, начинают помогать мальчишкам благоустраивать территорию мемориала. Улица наконец оправдывает свое название и действительно становится улицей Победителей. Это Победа над пошлостью, заскорузлостью, скаредностью, над равнодушием и рвачеством.

Каждый из героев повести по-своему талантлив. Веркин словно бы реабилитирует молодежь, которая только выглядит расслабленно-нигилистично, а на самом деле обладает многими достоинствами. Витька цитирует Сократа. Жмуркин может завернуть изящную ироничную фразу. Генка – аналитик, недаром он много размышляет, лежа на продавленном диване в оборудованном под мастерскую гараже. А еще у него золотые руки: «Генка мог поднять гирю весом в полтора пуда и водить автомобиль на двух колесах». Это самостоятельные, решительные, изобретательные герои, в лучших традициях отечественной подростковой прозы. Они достойные литературные наследники персонажей книг Владислава Крапивина, Юрия Сотника, Юрия Яковлева, Радия Погодина. Сразу вспоминаются изобретатели братья Дорины из крапивинского цикла рассказов «Мушкетер и фея». Или Вовка Грушин, создавший подводный плавательный аппарат («Архимед Вовки Грушина» Юрия Сотника). Или Гришка из рассказа Радия Погодина «Тишина», любящий докопаться до сути механизмов, сам осваивающий кладки печи или ремонт швейной машинки…

В повести поднимаются острые социальные вопросы. Например, помощь ветеранам. Практичный Жмуркин высказывает популярную мысль: «Ветеранам не школьники должны помогать, а государство… Они, в конце концов, за него воевали». На что Генка резонно отвечает: «Они и за нас, типа, тоже воевали». Так шкурному, узко-собственническому, мещанскому, как говорили раньше, мировоззрению противостоит гуманистическая, альтруистическая и бескорыстная точка зрения. На ворчливые замечания Жмуркина Генка и Витька напоминают ему, что у них у всех деды-прадеды воевали (у Жмуркина оба деда погибли).

Жмуркин начинен коммерческими идеями, которые должны принести, как ему мечтается, быстрое обогащение. Он не стесняется заявить друзьям: «Меня интересуют все деньги, какие можно взять в окрестностях». Такой немного утрированный образ юного дельца, который должен перевоспитаться. В финале повести Жмуркин, сидя в задумчивости у табличек с именами павших воинов, размышляет, что хорошо бы снять документальный фильм о ветеранах и победить на каком-нибудь кинофестивале. И вдруг ловит себя на мысли, что «снова начинает впадать в коммерческие мечты, и первый раз ему не хотелось заработать денег».

Недаром в начале повести упоминается орден, которым был удостоен погибший дед Жмуркина, но который так и не дошел до его семьи. История закольцовывается. Алексей Алексеевич отдает Жмуркину орден своего погибшего друга. У того не было родных, и орден Красной Звезды взял на хранение Алексей Алексеевич. «Ты не можешь его носить, но ты можешь его хранить и беречь. И помнить. Главное, чтобы никто не был забыт. И ещё. Ты вполне можешь считать его орденом твоего деда. И ты можешь передать его своим детям…» И это – справедливый финал. Жмуркин заслужил право быть хранителем памяти о своем деде, а значит орден принадлежит ему по справедливости.

Вот так по привычке ждешь от Эдуарда Веркина мистического триллера, а получаешь остросюжетную ироническую повесть взросления, в финале даже немного сентиментальную (хотя прозе Веркина сентиментальность не свойственна).

История начинается с того, что неугомонная троица, еще до того, как им поручают помочь ветерану, отправляется на улицу Победителей, чтобы поживиться цветными металлами, сдать в металлолом и заработать. Была такая «мода» в «лихие 90-е» и постперестроечные годы: крали памятники, срезали провода – наживались. В небольшом провинциальном городе, где происходят события повести, эта тенденция затянулась, что подчеркивает наплевательское отношение аборигенов к своим землякам-фронтовикам. А заканчивается повесть тем, что ребята своим энтузиазмом заражают жителей пригорода, и многие присоединяются к ним. А Жмуркин даже пресекает поползновения малолетних охотников за цветным металлом разграбить неприметное воинское захоронение. Так День Победы становится для каждого из героев этой книги днем победы над своими слабостями. Над страхами. Над собственными сомнениями.

Наталия Богатырева

Веркин, Э. «Т-34». Памятник forever : [повесть] / Эдуард Веркин. – Москва : Эксмо, 2021. – 224 с. – (Настоящие приключения).