Найти в Дзене
Свободная школа

Моя первая учительница и её тяжёлая жизнь

В связи с проблемами образования в нынешнее время, всё чаще вспоминают советскую школу. Мол, в те времена учителям жилось намного лучше: и домой они уходили раньше, и бумажной работы было меньше, и дети были послушные. В те времена я была ещё маленькой девочкой, училась в начальной школе. Насчёт бумажной работы я ничего не знаю, но всё остальное происходило на моих глазах. Итак, 1980 год. Я пошла в первый класс. Это была обычная школа у нас во дворе. Записываться в первый класс пришло много детей. В результате, набрали семь первых классов: от 1А до 1Ж. В соседней школе, надо заметить, был даже 1К класс. До сих пор не понимаю, откуда в типовых школах нашлось столько кабинетов? И ведь нашлось! Я попала в 1А класс. Он, конечно, был самым престижным, и все туда стремились. Таким образом, в нашем 1А оказалось 40 человек. Среди моих одноклассниц, я помню, были четыре Иры, четыре Оли, четыре Юли, три Лены и три Наташи. В кабинете стояли седьмые парты, в связи с чем места между партами было
portamur.ru
portamur.ru

В связи с проблемами образования в нынешнее время, всё чаще вспоминают советскую школу. Мол, в те времена учителям жилось намного лучше: и домой они уходили раньше, и бумажной работы было меньше, и дети были послушные.

В те времена я была ещё маленькой девочкой, училась в начальной школе. Насчёт бумажной работы я ничего не знаю, но всё остальное происходило на моих глазах.

Итак, 1980 год. Я пошла в первый класс. Это была обычная школа у нас во дворе. Записываться в первый класс пришло много детей. В результате, набрали семь первых классов: от 1А до 1Ж. В соседней школе, надо заметить, был даже 1К класс. До сих пор не понимаю, откуда в типовых школах нашлось столько кабинетов? И ведь нашлось!

Я попала в 1А класс. Он, конечно, был самым престижным, и все туда стремились. Таким образом, в нашем 1А оказалось 40 человек. Среди моих одноклассниц, я помню, были четыре Иры, четыре Оли, четыре Юли, три Лены и три Наташи.

В кабинете стояли седьмые парты, в связи с чем места между партами было очень мало, спинка стула прижималась к задней парте, и протискиваться к своему месту было очень неудобно. А чтобы выйти к доске тому, кто сидел у окна, нужно было, чтобы сначала встал сосед, вышел, задвинул свой стул, выпустил ученика, потом отодвинул свой стул и снова сел. Когда ученик, побывавший у доски, возвращался, всё повторялось в обратном порядке.

У нас была хорошая учительница по имени Раиса Ивановна. Школа работала в две смены, и у Раисы Ивановны было два класса: первый класс в первую смену и второй класс - во вторую смену. Вот такая нагрузка была у учителей в советское время! Раиса Ивановны была классным руководителем сразу двух классов, проводила в один день два родительских собрания.

К счастью, в те времена учителям давали возможность полноценно пообедать в столовой. И в начальной школе было только четыре урока.

Тем не менее, жизнь у Раисы Ивановны была непростой. В начальных классах надо было каждый день проверять тетради по математике и русскому. А ведь в нашем классе было сорок человек! Значит, 80 тетрадей на проверку! И плюс ещё один класс. Сколько там было детей, я не знаю, но, скорее всего, тоже много. Значит, ещё около 80 тетрадей. Итого 160, если никто не болеет. Ну ладно, 150. И так каждый день! Когда она успевала? Занятия второй смены заканчивались уже в темноте.

А ещё надо было готовиться к урокам. Если бы у Раисы Ивановны были одинаковые классы, скажем, 2А в первую смену и 2Б во вторую смену, то было бы легче: можно было по второму разу провести те же уроки. Но у неё были первый и второй класс, разные программы, разные домашние задания! Да и в школе было много забот! Надо было сорока ученикам нашего класса выставить оценки, да и другому классу тоже. Плохие ученики в обоих классах тоже были. В нашем классе человек пять выходили к доске и молчали. И надо было их как-то обучить! Как Раиса Ивановна справлялась? А ведь у неё были свои дети: дочери 11-и и 6-и лет, которые тоже требовали внимания!

Не знаю, когда было лучше учителям: тогда или сейчас? Вернее, когда было хуже? Ну ничего, выжила Раиса Ивановна! Я видела её пенсионеркой. И дочки у неё выросли, завели своих детей. Всё хорошо.

Я не предлагаю учителям брать пример с Раисы Ивановны. Всё-таки, нельзя так надрываться! Работа не должна превращаться в каторгу.