Найти в Дзене

На эту «платформу» и загрузить-то нечего

Оглавление

Вчера украинские власти при поддержке ряда стран провели так называемый саммит «Международная площадка по деоккупации Крыма» или, как его стали называть, «Крымская платформа». О намерении Киева создать международный дискурс по вопросу «возвращения Крыма» стало известно в июне 2020 года и долго обсуждалось, кто примет в нём участие. Число стран менялось до последнего дня и остановилось на 44, а статус лиц, которые их будут представлять, постоянно понижался. В итоге на уровне президентов или премьер-министров в саммите участвовало лишь 14 стран, а основные «партнёры» США, Германия, Франция, Турция, на которых больше всего рассчитывала Украина, ограничились министрами, причём не всегда иностранных дел, а, например, энергетики, как в случае со США и Германией.

Шабашем, на котором Запад продолжит «пестовать неонацистские расистские настроения современной украинской власти» назвал «Крымскую платформу» глава российского МИДа Сергей Лавров. А официальный представитель внешнего ведомства Мария Захарова заявила, что любое участие других государств в планах Киева будет расцениваться Россией как прямое посягательство на свою территориальную целостность.

На вопрос: «Что же такое «Крымская платформа» — пиар или попытка дестабилизации ситуации?» искали ответ и крымские эксперты. Пресс-конференция на эту тему состоялась в МИА «Россия сегодня» с участием директора Таврического информационно-аналитического центра, политолога Александра Бедрицкого и доцента кафедры религиоведения Таврической академии КФУ им. В. Вернадского, политолога Николая Кузьмина.

А. Бедрицкий и Н. Кузьмин «деоккупации Крыма» от киевского саммита не ждут (фото: РИА Новости-Крым)
А. Бедрицкий и Н. Кузьмин «деоккупации Крыма» от киевского саммита не ждут (фото: РИА Новости-Крым)

Проект многослойный, но к «деоккупации» не может даже приблизиться

Конечно, никакой «деоккупации Крыма» в результате этой «платформы» не будет и быть не может, поэтому над саммитом, затеянным президентом Украины Зеленским, в России и Крыму посмеивались с самого начала.

— Можно шутить, что правильно в такой ситуации, но всё-таки мероприятие собирает не политических туристов, а людей, делегированных государствами или международными организациями, и отмахиваться от него нельзя, — сказал по этому поводу А. Бедрицкий.

«Крымскую платформу» называют саммитом врагов России, а к врагам надо относиться с вниманием, иначе может оказаться, что враги нас переиграют, пока мы будем «шапки в них кидать», считает он.

— «Крымская платформа» не закончится только этим заседанием в Киеве — это будет постоянно действующая и не только экспертная площадка, — уверен А. Бедрицкий. — А самое неприятное — она создаёт базу и опору для принятия целого ряда антироссийских решений, возможно, расширения санкций со стороны уже не только Украины, но и Евросоюза и США. Кроме того, есть интересы отдельных государств, которые не совсем совпадают с украинскими, но тем не менее будут озвучиваться.

— Проект многослойный, но над ним можно веселиться, поскольку к «деоккупации Крыма» он не может даже приблизиться, — считает Н. Кузьмин. Он вспомнил слова из песни барда Владимира Асмолова: «Немало есть идей, но ими не накормишь, немало есть платформ, но нет чего на них грузить». И предложил рассматривать «Крымскую платформу» как элемент института шоу-политики. В Киеве в этой области большие мастера, добавил Н. Кузьмин.

По его мнению, это и способ разговором перекрыть проблемы, что для режима Зеленского весьма полезно, он может заработать на этом очки. Неслучайно Порошенко явно занервничал.

На организацию саммита потрачено около 7 млн гривен
На организацию саммита потрачено около 7 млн гривен

После затишья Крым снова в центре внимания

Ни для кого не секрет, что Украина находится под внешним управлением, и американцы взялись за саммит всерьёз. Воспользуются «Крымской платформой» и европейские страны, а также организации Евросоюза, считают эксперты. Участие многих представителей оборонных ведомств они объяснили напряжением в Черноморском бассейне и расширением военного сотрудничества с Украиной, созданием военных объектов на её территории. Существование «Крымской платформы» обосновывает тот факт, что Украине не светит членство в НАТО. Судя по заявленной повестке, большая часть которой отведена приветствиям 44 участников, получасовой речи Зеленского и затем разделению на «панели», обсуждение серьёзного итогового документа не предусмотрено.

«Самое лучшее, чем может заниматься нынешнее украинское руководство — писать сценарии для шоу», — сказал Н. Кузьмин.

Позиция Турции: и нашим, и вашим?

Подробно обсудили эксперты участие в саммите Турции. Она среди заинтересованных стран и, по мнению А. Бедрицкого, нельзя недооценивать её роль в продвижении интересов запрещённого в России так называемого меджлиса (ни в коем случае не крымско-татарского народа). Отсюда и попытки разыгрывать крымско-татарский вопрос, добиваясь создания крымско-татарской автономии и определённых преференций.

— Турция — очень серьёзный игрок, попытается перевести саммит в крымско-татарское русло и получить на этом очки, в том числе и за счёт Украины, — пояснил А. Бедрицкий. — Там сейчас около 20 тысяч крымских татар, и это «самое привилегированное» национальное меньшинство ещё и со статусом коренного народа.

К тому же Эрдоган муссирует чувствительную крымскую тематику, чтобы улучшить свой пошатнувшийся имидж внутри страны. По мнению А. Бедрицкого, Турция может пойти на обострение отношений с Россией (как это уже бывало в Сирии и Карабахе), если посчитает, что политические дивиденды окажутся выше политических издержек. В этой ситуации он назвал уместным с нашей стороны провести те самые «красные линии» и сказать, чем это чревато для Турции.

Объясняя интерес Турции к «Крымской платформе», Н. Кузьмин также напомнил о её внутренних экономических проблемах и заинтересованности продолжать торговые отношения как с Украиной, так и с Россией. Он предположил, что Анкара попытается сыграть по принципу «и нашим, и вашим», торгуясь и с Россией, и с Украиной. В таком случае России следует показать, что она для Турции важнее. Н. Кузьмин даже выдвинул такую идею: предложить Анкаре поставлять свои товары в Россию через Феодосию и Керчь. И сам же подчеркнул: вряд ли она на это пойдёт, но это можно рассматривать как один из способов давления на Турцию.

источник: vk.com/supercartoon
источник: vk.com/supercartoon

Возможный ответ России

Говоря об ответных действиях по отношению к участникам саммита, А. Бедрицкий предположил, что принимать меры сразу против всех — затратно для самой России. Можно объявить личные санкции. Во всяком случае по отношению к организаторам есть все основания заводить уголовные дела по факту посягательства на суверенитет и территориальную целостность России, вмешательство в наши внутренние дела.

Реакция России на «Крымскую платформу» может привести к расширению круга недружественных нашей стране государств. По мнению А. Бедрицкого, нам следовало бы понизить уровень взаимоотношений с международными организациями, ставшими участниками саммита. И предпринять дипломатические демарши вплоть до отзыва послов.

Людмила РАДЕВА