Одним очень интересным и редким экспонатом выставки Олдтаймер Галерея стал полугусеничный грузовик советских времен, о котором я хочу вам сегодня рассказать.
В «Музее техники Евгения Шаманского» в Мытищах хранится много старых и редких автомобилей, заслуживающих внимания.
Но есть среди них поистине уникальный, сохранившийся в единственном экземпляре — советский грузовой вездеход ЗИС-33 образца 40-х годов. И это, пожалуй, самый неудачный автомобильный проект за весь советский период.
ЗИС-33 — это грузовой вездеход, переделанный из классической трехтонки ЗИС-5.
В отличие от «пятерки» он был оснащен гусеницами на задних колесах. И это было не самое удачно решение.
Во-первых, гусеницы постоянно слетали, а проходимость оставляла желать лучшего.
Во-вторых, стандартный для ЗИСов 73-сильный мотор был явно слабоват для утяжеленного вездехода.
В-третьих, расход топлива доходил до 200 литров на сотню. До двухсот, Карл! Для сравнения, у базового грузовика ЗИС-5 расход составлял 34 литра.
Несмотря на явные технические недочеты и недостатки конструкции, с 1940 года с конвейера сошло 4,5 тысячи экземпляров.
Почему так вышло, спросите вы? Все очень просто — этот проект активно продвигал руководитель Украинской ССР Никита Сергеевич Хрущев.
Говорят, что задумка необычного вездехода принадлежала его личному водителю.
Проект был наспех начерчен и менее чем за год пущен в работу, несмотря на ярые сопротивления инженеров Завода имени Сталина.
Стоит ли говорить, что широкого распространения ЗИС-33 так и не получил?
Тем более, что на том же заводе параллельно ему начали выпускать ЗИС-6 — в разы более совершенный и продуманный автомобиль.
И даже попытки Хрущева модернизировать свое «дитя» (так появился ЗИС-35) не смогли спасти ситуацию — вездеходы все равно уступали даже самым простеньким моделям.
Как итог — большая часть машин канула в лету во время русско-финской кампании. А уцелевшие экземпляры «добили» в колхозах.
Долгое время считалось, что до наших дней не сохранилось ни одного образца этого странного грузовика.
Пока Галерея Шаманского несколько лет назад не показала отреставрированный экземпляр на выставке.
Чтобы придать автомобилю вид нового, энтузиасты потратили три года и очень много денег и терпения.
Зато теперь они могут похвастаться тем, что являются обладателями единственного в мире ЗИС-33, каким бы плохим он ни был.
Многие элементы пришлось изготавливать вручную по оригинальным чертежам, так что достоверность автомобиля близка к 100%.