Найти в Дзене
In Cars We Trust!

Уникальный полугусеничный ЗиС-33, оказавшийся полным контрукторским провалом

Одним очень интересным и редким экспонатом выставки Олдтаймер Галерея стал полугусеничный грузовик советских времен, о котором я хочу вам сегодня рассказать.

В «Музее техники Евгения Шаманского» в Мытищах хранится много старых и редких автомобилей, заслуживающих внимания.

Но есть среди них поистине уникальный, сохранившийся в единственном экземпляре — советский грузовой вездеход ЗИС-33 образца 40-х годов. И это, пожалуй, самый неудачный автомобильный проект за весь советский период.

Фото автора. Time Machine
Фото автора. Time Machine

ЗИС-33 — это грузовой вездеход, переделанный из классической трехтонки ЗИС-5.

В отличие от «пятерки» он был оснащен гусеницами на задних колесах. И это было не самое удачно решение.

Во-первых, гусеницы постоянно слетали, а проходимость оставляла желать лучшего.

Во-вторых, стандартный для ЗИСов 73-сильный мотор был явно слабоват для утяжеленного вездехода.

В-третьих, расход топлива доходил до 200 литров на сотню. До двухсот, Карл! Для сравнения, у базового грузовика ЗИС-5 расход составлял 34 литра.

Фото автора. Time Machine
Фото автора. Time Machine

Несмотря на явные технические недочеты и недостатки конструкции, с 1940 года с конвейера сошло 4,5 тысячи экземпляров.

Почему так вышло, спросите вы? Все очень просто — этот проект активно продвигал руководитель Украинской ССР Никита Сергеевич Хрущев.

Говорят, что задумка необычного вездехода принадлежала его личному водителю.

Проект был наспех начерчен и менее чем за год пущен в работу, несмотря на ярые сопротивления инженеров Завода имени Сталина.

Фото автора. Time Machine
Фото автора. Time Machine

Стоит ли говорить, что широкого распространения ЗИС-33 так и не получил?

Тем более, что на том же заводе параллельно ему начали выпускать ЗИС-6 — в разы более совершенный и продуманный автомобиль.

И даже попытки Хрущева модернизировать свое «дитя» (так появился ЗИС-35) не смогли спасти ситуацию — вездеходы все равно уступали даже самым простеньким моделям.

ЗиС-35, представлявший собой модернизированный ЗиС-33
ЗиС-35, представлявший собой модернизированный ЗиС-33

Как итог — большая часть машин канула в лету во время русско-финской кампании. А уцелевшие экземпляры «добили» в колхозах.

Долгое время считалось, что до наших дней не сохранилось ни одного образца этого странного грузовика.

Пока Галерея Шаманского несколько лет назад не показала отреставрированный экземпляр на выставке.

-5

Чтобы придать автомобилю вид нового, энтузиасты потратили три года и очень много денег и терпения.

Зато теперь они могут похвастаться тем, что являются обладателями единственного в мире ЗИС-33, каким бы плохим он ни был.

Многие элементы пришлось изготавливать вручную по оригинальным чертежам, так что достоверность автомобиля близка к 100%.

-6