Программа ПДОУ "Нетрадиционная техника рисования"

Нетрадиционная техника рисования (рисунок взят из открытых источников)
Нетрадиционная техника рисования (рисунок взят из открытых источников)

ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

на заседании заведующий МДОУ д/с

педагогического совета

от «_____»_________20____ г. от «_____»_________20____г.

Протокол №_________ Приказ №_________

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественно – эстетической направленности

«Нетрадиционная техника рисования»

Возраст детей – 5 – 6 лет

Срок реализации - 1 год

Автор - составитель:

воспитатель

Оглавление:

1. Пояснительная записка ……………………………………................................................3

2. Направленность дополнительной общеобразовательной программы……………..…….4

3. Актуальность…………………………………………..........................................................4

4. Педагогическая целесообразность........................................................................................4

5. Отличительные особенности ДОП от уже существующих программ..............................5

6. Адресат программы................................................................................................................5

7.Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП, формы обучения и

режим занятий…………………………………………………………………………………..5

8.Формы обучения……………………………………………………………………………...6

9. Режим занятий………………………………………………………………………………..6

10. Особенности организации образовательного процесса...................................................6

11. Цель программы...................................................................................................................6

12. Задачи программы ………………………………………………………………………….6

13.Учебный план........................................................................................................................7

14. Содержание программы......................................................................................................8

15. Планируемые результаты...................................................................................................13

16. Календарный учебный график программы......................................................................13

17.Условия реализации программы.........................................................................................16

18.Формы диагностики.............................................................................................................16

19. Оценочные материалы........................................................................................................17

20. Методические материалы...................................................................................................18

21. Список литературы…………………………………………………………………...…….18

1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.

Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.

Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.

Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.

2. Направленность дополнительной образовательной программы

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Реализуемая дополнительная образовательная программа имеет художественно – эстетическую направленность.

3. Актуальность

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.

Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

4.Педагогическая целесообразность

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. В процессе нетрадиционного рисования происходит гармоничное развитие двигательных функций кистей рук – мелкой моторики детей. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

5. Отличительной особенностью данной программы

Программа имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

6. Адресат программы

Дети, участвующих в образовательной деятельности, от 5 до 6 лет. Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста. В период от четырех до пяти лет у ребенка формируются нравственные эмоции — чувство дружбы и долга, чуткость, доброта. Прежние эмоции становятся более глубокими — радостное чувство от общения с окружающими перерастает в чувство симпатии, привязанности — складывается система эмоциональных отношений. Возраст четырех-пяти лет благоприятный период для развития имеющихся способностей — музыкальных, художественных, умственных, двигательных. Если ребенок проявляет особое внимание к чему-либо, следует поощрить и удовлетворить его интерес, помочь ему в выбранном им занятии. Неспособных детей не бывает, есть только те, чей потенциал был не замечен и не раскрыт. Важно не упустить момент и сделать это вовремя.

7. Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП

Уровень программы – базовый.

Объём – 36 часов

Сроки реализации: 01.09.2020 - 31.05.2021

Формы обучения: очная, индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.

Режим занятий:15:30 – 15.55

8. Формы работы

1. Практические занятия, беседы об окружающих предметах, о живой и неживой природе, о красоте изображаемых предметов, рассматривание художественных альбомов, иллюстраций, репродукций.

2. Выставки работ.

9. Режим занятий

Режим занятий: программа рассчитана на 1 занятие в неделю во второй половине дня по 20 минут.

Всего планируется провести 36 занятий в год. На занятиях также используются здоровьесберегающие технологии: проводятся физкультминутки, гимнастика для пальцев рук, подвижные игры.

10. Особенности организации образовательного процесса

Состав группы постоянный, занятия проводятся в групповой форме. Занятия практического характера. Воспитанники в группе одного возраста.

11. Цель программы

Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

12. Задачи программы

Задачи программы:

Предметные: ознакомление с произведениями изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства; формирование первого представления о дизайне; знакомство с «языком искусства» на доступном уровне.

Метапредметные: расширение тематики детских работ (природа, бытовая культура, человек, сказочные и поэтические сюжеты), поддержка желания изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, радуга, снегопад, град) и яркие события общественной жизни (праздники, фестивали, Олимпиада); осмысление взаимосвязей между объектами (в окружающем мире, фольклоре, художественной литературе) как темы для изображения; самостоятельный поиск замыслов и сюжетов; выбор способов и средств их воплощение в разных видах изобразительной и художественно-конструктивной деятельности.

Личностные: создание оптимальных условий для развития уникальной личности ребенка, ее свободного проявления в художественном творчестве; содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; стимулирование интереса к выражению своих представлений и эмоций в художественной форме.

13. Учебный план

№п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы аттестации, контроля

всего

теория

практика

1

«Мы волшебники»

Диагностика (свободное экспериментирование с материалами)

1

5 мин

20 мин

пед.диагностика

2

«Растения нашей группы»

1

5 мин

20 мин

пед.диагностика

3

«Грибы в корзине»

1

5 мин

20 мин

игра

4

«Мое любимое дерево осенью»

1

5 мин

20 мин

выставка

5

«Осень на опушке краски разводила»

1

5 мин

20 мин

игра

6

«Зачем человеку зонт»

1

5 мин

20 мин

игра

7

«Мой любимый свитер»

1

5 мин

20 мин

игра

8

«Улетаем на юг»

1

5 мин

20 мин

выставка

9

«Необычная посуда»

1

5 мин

20 мин

игра

10

«Обои в моей комнате»

1

5 мин

20 мин

игра

11

«Первый снег»

1

5 мин

20 мин

игра

12

«Зимние напевы»

1

5 мин

20 мин

выставка

13

«Дымковская игрушка» (конь)

1

5 мин

20 мин

игра

14

«Елочка нарядная»

1

5 мин

20 мин

игра

15

Рисование солью «Дед Мороз»

1

5 мин

20 мин

игра

16

«Музыкальный рисунок»

1

5 мин

20 мин

выставка

17

«Зимний лес»

1

5 мин

20 мин

игра

18

«Морозный узор»

1

5 мин

20 мин

игра

19

Узор на тарелочке – городецкая роспись «Посуда»

1

5 мин

20 мин

игра

20

«Необычные машины»

1

5 мин

20 мин

выставка

21

«Галстук для папы»

1

5 мин

20 мин

игра

22

«Зимние напевы»

1

5 мин

20 мин

игра

23

«Семёновские матрёшки»

1

5 мин

20 мин

игра

24

Открытка для мамы

1

5 мин

20 мин

выставка

25

«Мамин праздник»

1

5 мин

20 мин

игра

26

«Моя семья»

1

5 мин

20 мин

игра

27

«Веселые человечки»

1

5 мин

20 мин

игра

28

«Ранняя весна»

1

5 мин

20 мин

выставка

29

«Космический пейзаж»

1

5 мин

20 мин

игра

30

«Грачи прилетели»

1

5 мин

20 мин

игра

31

«Ворона»

1

5 мин

20 мин

игра

32

«Аквариум»

1

5 мин

20 мин

выставка

33

«Праздничный салют над городом»

1

5 мин

20 мин

игра

34

«Красивый пейзаж»

1

5 мин

20 мин

пед.диагностика

35

«Одуванчики в траве»

1

5 мин

20 мин

пед.диагностика

36

«Бабочка»

1

5 мин

20 мин

выставка

Всего

36 час

14.Содержание программы

Сентябрь

1. Тема: Диагностика (свободное экспериментирование с материалами).

Теория: провести диагностику.

Практика: дать возможность поэкспериментировать с красками с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

2. Тема: Диагностика (свободное экспериментирование с материалами)

Теория: провести диагностику.

Практика: дать возможность поэкспериментировать с красками с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

3. Тема: «Растения в нашей группе» (оттиск поролоном).

Теория: поговорить о комнатных растениях.

Практика: учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу.

4. «Грибы в корзинке»

Теория: расширять знания детей о грибах

Практика: учить рисовать грибы с помощью ладошки

Октябрь

5. Тема: «Мое любимое дерево осенью»

Теория: загадка о дереве, поговорить о деревьях

Практика: познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография, трубочкой. Развивать воображение.

6. Тема: «Осень на опушке краски разводила» (печать листьев).

Теория: поговорить о времени года – осень, о листочках

Практика: познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувство композиции.

7. Тема: «Зачем человеку зонт»

Теория: понятие зонт, его значение.

Практика: развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию, работа с трафаретом.

8. Тема: «Мой любимый свитер».

Теория: загадки про одежду.

Практика: закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы, техникой оттиск печатками, рисование ластиками

Ноябрь

1. Тема: «Улетаем на юг»

Теория: познакомить с журавлями, с понятием кляксография

Практика: знакомить детей с правилами нанесения клякс на стекло и накладывание сверху бумаги.

2. Тема: «Необычная посуда»

Теория: посуда и ее назначении.

Практика: упражнять в комбинировании различных техник оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».

3. Тема: «Обои в моей комнате» (оттиск печатками с поролоном).

Теория: поговорить о обоях.

Практика: совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры.

4. Тема: «Первый снег»

Теория: поговорить о снеге.

Практика: учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками.

Декабрь

1. Тема: «Зимние напевы»

Теория: поговорить о зиме, о явлениях природы.

Практика: развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами - набрызги щеткой.

2. Тема: «Дымковская игрушка- конь»

Теория: поговорить о дымковских игрушках, какие они, чем отличаются от других игрушек.

Практика: закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора, техника - оттиск печатками.

3. Тема: «Елочка нарядная»

Теория: поговорить о елке, о ее украшении.

Практика: закрепить умение изображать елочные игрушки, рисование пальчиками, оттиск поролоном

4. Тема: «Дед Мороз»

Теория: поговорить о деде морозе, о новой технике рисвания гуашь с солью.

Практика: научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Январь

1. Тема: «Музыкальный рисунок»

Теория: поговорить о рисунках под музыку.

Практика: развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном.

2. Тема: «Зимний лес»

Теория: поговорить о лесе зимой.

Практика: научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.

3. Тема: «Морозный узор»

Теория: поговорить о узорах зимой на окнах.

Практика: развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Техника - восковые мелки с акварелью.

4. Тема: «Посуда»

Теория: поговорить о посуде.

Практика: учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь.

Февраль

1. Тема: «Необычные машины»

Теория: поговорить о видах транспорта.

Практика: упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Техника - оттиск пробкой и печатками, черный маркер с акварелью, «знакомая форма – новый образ».

2. Тема: «Галстук для папы»

Теория: поговорить о том, что такое галстук, зачем он нужен.

Практика: закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы. Техника - оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ»

3. Тема: «Животные в лесу»

Теория: поговорить о животных в лесу.

Практика: познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами.

4. Тема: «Семеновские матрешки»

Теория: поговорить о матрешках.

Практика: Задачи: познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие. Техника - оттиск печатками.

Март

1. Тема: Открытка для мамы «Мамин праздник»

Теория: поговорить о празнике 8 марта

Практика: учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками. Печать по трафарету, воздушные фломастеры.

2. Тема: «Моя семья»

Теория: поговорить о семье, о членах семьи.

Практика: учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения. Техника рисования по выбору ребёнка

3. Тема: «Веселые человечки»

Теория: поговорить о веселых человечках, как их можно изобразить.

Практика: познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении. Техника - волшебные веревочки.

4. Тема: «Ранняя весна»

Теория: поговорить о весне, ее приметах.

Практика: научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. Техника - монотипия пейзажная.

Апрель

1. Тема: «Космический пейзаж»

Теория: поговорить о космосе.

Практика: научить новому способу получения изображения – граттажу.

2. Тема: «Грачи прилетели»

Теория: поговорить о птицах – грачах.

Практика: учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц. Техника - печать ластиком.

3 . Тема: «Ворона»

Теория: вспомнить, что мы знаем о вороне.

Практика: упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения. Техника - гуашь с манкой.

4. Тема: «Аквариум».

Теория: что такое аквариум, для чего он нужен

Практика: учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. Техника – рисование ладошкой.

Май

1. Тема: «Праздничный салют над городом»

Теория: поговорить о салютах, когда их пускают.

Практика: закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки.

2. Тема: «Красивый пейзаж»

Теория: поговорить о пейзажах.

Практика: знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы. Техника - рисование песком.

3. Тема: «Одуванчики в траве»

Теория: поговорить о цветах одуванчиках.

Практика: продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения.

4. Тема: «Бабочка»

Теория: бабочки, их виды.

Практика: учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист. Техника - монотипия предметная.

15. Планируемые результаты:

Предметные: изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжета; подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам; правильно пользоваться карандашами, восковыми мелками, кистью и красками.

Метапредметные: осмыслять взаимосвязи между объектами (в окружающем мире, фольклоре, художественной литературе) как темы для изображения; самостоятельно находить замыслы и сюжеты; выбор способов и средств их воплощение в разных видах изобразительной и художественно-конструктивной деятельности.

Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно – прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.

16. Календарный учебный график программы

№п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

групповая

1

Диагностика (свободное экспериментирование с материалами)

«Мы волшебники»

Кабинет изостудии

пед.диагностика

2

Сентябрь

групповая

1

«Растения нашей группы»

Кабинет изостудии

пед.диагностика

3

Сентябрь

групповая

1

«Грибы в корзине»

Кабинет изостудии

игра

4

Сентябрь

групповая

1

«Мое любимое дерево осенью»

Кабинет изостудии

выставка

5

Октябрь

групповая

1

«Осень на опушке краски разводила»

Кабинет изостудии

игра

6

Октябрь

групповая

1

«Зачем человеку зонт»

Кабинет изостудии

игра

7

Октябрь

групповая

1

«Мой любимый свитер»

Кабинет изостудии

игра

8

Октябрь

групповая

1

«Улетаем на юг»

Кабинет изостудии

выставка

9

Ноябрь

групповая

1

«Необычная посуда»

Кабинет изостудии

игра

10

Ноябрь

групповая

1

«Обои в моей комнате»

Кабинет изостудии

игра

11

Ноябрь

групповая

1

«Первый снег»

Кабинет изостудии

игра

12

Ноябрь

групповая

1

«Зимние напевы»

Кабинет изостудии

выставка

13

Декабрь

групповая

1

«Дымковская игрушка» (конь)

Кабинет изостудии

игра

14

Декабрь

групповая

1

«Елочка нарядная»

Кабинет изостудии

игра

15

Декабрь

групповая

1

Рисование солью «Дед Мороз»

Кабинет изостудии

игра

16

Декабрь

групповая

1

«Музыкальный рисунок»

Кабинет изостудии

выставка

17

Январь

групповая

1

«Зимний лес»

Кабинет изостудии

игра

18

Январь

групповая

1

«Морозный узор»

Кабинет изостудии

игра

19

Январь

групповая

1

Узор на тарелочке – городецкая роспись «Посуда»

Кабинет изостудии

игра

20

Январь

групповая

1

«Необычные машины»

Кабинет изостудии

выставка

21

Февраль

групповая

1

«Галстук для папы»

Кабинет изостудии

игра

22

Февраль

групповая

1

«Зимние напевы»

Кабинет изостудии

игра

23

Февраль

групповая

1

«Семёновские матрёшки»

Кабинет изостудии

игра

24

Февраль

групповая

1

Открытка для мамы

Кабинет изостудии

выставка

25

Март

групповая

1

«Мамин праздник»

Кабинет изостудии

игра

26

Март

групповая

1

«Моя семья»

Кабинет изостудии и

игра

27

Март

групповая

1

«Веселые человечки»

Кабинет изостудии

игра

28

Март

групповая

1

«Ранняя весна»

Кабинет изостудии

выставка

29

Апрель

групповая

1

«Космический пейзаж»

Кабинет изостудии

игра

30

Апрель

групповая

1

«Грачи прилетели»

Кабинет изостудии

игра

31

Апрель

групповая

1

«Ворона»

Кабинет изостудии

игра

32

Апрель

групповая

1

«Аквариум»

Кабинет изостудии

выставка

33

Май

групповая

1

«Праздничный салют над городом»

Кабинет изостудии

игра

34

Май

групповая

1

«Красивый пейзаж»

Кабинет изостудии

пед.диагностика

35

Май

групповая

1

«Одуванчики в траве»

Кабинет изостудии

пед.диагностика

36

Май

групповая

1

«Бабочка»

Кабинет изостудии

выставка

17. Условия реализации программы

Помещение для занятий: кабинет.

Технические средства: мультимедийные средства.

Инструменты и приспособления: акварельные, гуашевые краски, гуашь, восковые мелки, свеча, ватные палочки, поролоновые печатки, зубочистки, трубочки для сока, салфетки, природный и бросовый материал, крупа (манка), стаканы для воды, подставки под кисти, кисти разного размера.

Наглядный материал: презентации, наборы картин художников, иллюстрации, дидактический материал, дидактические игры, педагогические эскизы.

18. Формы диагностики

К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существуют тесты, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в различных видах деятельности. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений.

Контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада.

19. Оценочные материалы

Для выявления уровня развития образной креативности будут использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур» и тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей».

Будут оцениваться критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом изобразительной деятельностью/рисование.

Передача формы: форма передана точно.

Изображение предмета: умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов.

Передача пропорций предмета в изображении: соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Композиция: создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.

Аккуратность: умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.

Передача движений: ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.

Цвет: характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства; основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый (представление о получении оттеночных цветов). Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета.

Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания в начале и в конце года. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование/.

Имя ребенка

Форма

Изображение предметов

Пропорции

Композиция

Аккуратность

Передача движения

Цвет

Оригинальность

1

2

3

20. Методические материалы

Образцы, презентации образцов, дидактический материал, наборы картин, педагогический образец, выставка работ, схемы, показ педагога.

21. Список литературы

1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2015. - №18

2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.: Издательство «Скрипторий 2003,2013.

3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2013.

4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2017

5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2017.

7. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

8. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.- СПб.: КАРО,2016.

9. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2015.

10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.