Найти тему
Траектория жизни

55+: "Опасные связи" Шодерло де Лакло на сцене Школы Драматического искусства

Итак, друзья мои, позвольте мне сразу же моих дать вам две рекомендации. Primo: Обязательно найдите время и сходите в Школу Драматического искусства, что на Сретенке, и посмотрите удивительный спектакль по роману в письмах – "Опасные связи". Secundo: Перед этим культпоходом, который, уверяю вас, станет важной вехой в вашей же культурной жизни, не поленитесь прочесть данный роман.

Фото Николая Страхова
Фото Николая Страхова

Уверяю вас, что только тогда вы поймете все тонкости работы коллектива театра, задумки режиссера, которые столь блистательно были отыграны актерами театра.

Итак, вечер воскресенья предвещал хороший спектакль, хорошую компанию и, как оказалось, несколько замечательных часов изумительного зрелища. Давно я не получал столь изысканного наслаждения спектаклем. Пожалуй, что только после «Анны Карениной» в Вахтангова, режиссера Анжелики Холиной, у меня было столько эмоций и чувств?

Что? Я не рассказывал вам о Драматическом балете в Театре Вахтангова? Необходимо будет, восполнить сей досадный пробел.

Вообще в ШДИ я пришёл впервые. Не люблю слово «попал», которое стало несколько принятым в театральной среде. Попасть можно в ДТП и плохую компанию. В театры люди приходят. Интересное помещение, похожее на фойе школы. Уж гардероб-то точно школьный.

Фото Николая Страхова
Фото Николая Страхова

Но тем не менее нам дали билеты в директорскую ложу и, удобно расположившись, согласно социальной дистанции, на высоких стульях мы приступили к просмотру.

Минут 10 перед самим действом нас развлекал живой скрипичной музыкой 18 века девичий квартет. Девушки играли полонезы и менуэты Было приятно и симпатично. Антураж был соблюден, костюмы соответствовали эпохе: высокие парики, кринолин. Это впечатляло и настраивало на серьезный лад. И вдруг упал занавес!!! Именно упал, свалился, открыв сцену и декорации!

Фото Николая Страхова
Фото Николая Страхова

Ах да, совсем забыл. Перед девушками вышел молодой служитель театра и громко предупредил, что в спектакле будут очень громко стрелять… И стреляли…Итак, занавес упал.

Фото Николая Страхова
Фото Николая Страхова

Визг тормозов, шум вертолетных лопастей. На сцене в современных костюмах начали собираться действующие лица. А потом! Потом началось захватывающее действо Любви и Ненависти, Соблазнения и Предательства, очень современного решений некоторых очень пикантных вопросов.

Фото Николая Страхова
Фото Николая Страхова

Декорации также были интересны. Никто никуда не уходил. Всех было видно на арьесцене, за декорациями.

Фото Николая Страхова
Фото Николая Страхова

Что можно сказать про сюжет? Это рассказ о Любви, которая, конечно, же привела к Смерти. Смерти телесной, как ни печально, и что более печально к смерти духовной. Разоблачения, слухи, соблазнение – всё это в течение почти четырех часов летало и блистало на сцене. Выстрелы? Выстрелы были… Как без них. Как и дуэль и смерть на дуэли. Спектакль надо смотреть, видеть всё это.

Межу авансценой и собственно сценой режиссер сделал некое глубокое пространство, своеобразный Ад. Куда и падали грешники в те моменты, когда они грешили. Раздвижные столы были и кроватями и ломберными столиками.

Слова («Какая фантастическая дура! Какой непроходимый идиот») были произнесены или написаны, как вам будет угодно, виконтом и маркизой в момент расставания Сесиль и кавалера, когда у них, молодых любовников, ничего не получилось: у одной монастырское воспитание, хотя бойка монастырская воспитанница, ой бойка, а кавалер всё стихи читал да гимны пел. Но, есть маленькое НО во всей этой Истории. Эти же слова можно применить и к самим маркизе и виконту.

Фото Николая Страхова
Фото Николая Страхова

Наивной жертвой выглядит и госпожа Трувель. Но и закончила она тоже наивно и страшно… А вот в конце пьесы – все умерли. Кроме бессмертной тетушки. Впечатлил финал спектакля. Помните я говорил про яму, изображающую Ад? Вот туда тетушка бросила все письма, которые были у неё, и туда, сверху, медленно и торжественно под хоральную музыку опустился держатель занавеса с адскими красными фонарями!!! И загорелось адское пламя и уничтожило всё и всех…

Великолепный спектакль, как и книга, оставили много вопросов. Черная оспа! Это было Божье наказание? Почему на дуэли был убит именно виконт? И самое главное, а почему, собственно, маркиза не выполнила своё обещание, данное виконту? Ревность? Или всё ж таки–любовь, от которой она пряталась всю свою жизнь, следуя правилам, которые сама для себя установила? «Скажите мне, виконт! Что такое знаете Вы, чего не умею и не смею делать Я!!!»