Найти тему

Молодой студент на советском заводе - Часть 1

Оглавление

Как вы помните, я работаю на заводе в Краснокаменске (это у границ Китая и Монголии), а попал я туда как студент практикант из Москвы. Пришла пора подробнее рассказать как работается молодому человеку из столицы на заводе и что этот завод вообще делает!

Время прочтения: 4 минуты

-Были бы руки, а работу дадут, - поговорка

Подробнее о том кто я и как меня занесло на завод в Краснокаменск читайте по ссылке - "Из Москвы в Краснокаменск", а о том как я обстроился в новом городе можно прочитать тут - "Обустройство в Краснокаменске", а о моем непростом трудоустройстве тут - "Как устроиться работать на завод? Не легко!" и как начался мой трудовой подвиг тут - "Первый рабочий день на заводе". О том как я затопил сразу несколько этажей в своем доме тут - "Потоп в казённой квартире!". С особенностями местных магазинов и питания в целом можно познакомиться тут - "Экзотические продукты и необычный магазин Краснокаменска"

Российский завод в партнерстве с Французами

Как я рассказывал ранее, на заводе собираются погрузочно-доставочные машины на электрической тяге, питаемые от навесных аккумуляторов. Данный проект осуществляется в партнёрстве с французами, которые предоставляют всё навесное оборудование, то есть двигатели, гидролинии, всю электрическую и механическую части. Проще говоря здесь, в Краснокаменске, занимаются только изготовлением рамы, покраской, сборкой и запуском данных машин.

Моя же работа, как практиканта, заключается в участии на всех этапах производства осуществляемых на базе завода. Начинал я с работы с элементами рамы. Опрессовка бака, затем выставление рамы, эти этапы работы не представляют больших трудностей, хотя некоторая сноровка все-таки нужна. А вот самая муторная работа - это зачистка готового изделия болгаркой. Зачистка осуществляется перед предварительной сборкой изделия, то есть зачищаются элементы будущего изделия, устраняются не ровные или острые края, остатки расплавленнго метала после его резки, и тому подобное. После сборки изделия, оно отправляется на сварку, и у же после неё идёт финишная зачистка перед покраской, удаляется вновь всё лишнее, и добиваются максимально возможной чистоты и гладкости изделия.

- В гробу я видел работу с болгаркой, - во весь голос говорил я на третий день работы с ней, но меня никто не слышал из-за её же шума

Скажу честно, после 3-го дня работы с ней, хотелось убивать каждого проходящего мимо человека. С непривычки руки гудели, а уши ничего не слышали (хотя тут я сам виноват, беруши забыл надеть). По возвращению домой из металла осевшего у меня в носу можно было сделать какую нибудь фигурку. Кстати, у меня есть привычка мыть голову с шампунем каждый день. Кто-то говорит, что это вредно, ну не знаю, если бы это было так вредно, то за 22 года я бы уже облысел. Так вот, впервые мне приходилось наблюдать грязную пену от шампуня во время мытья головы

К счастью помимо работы с болгаркой есть и другие обязанности, например разметка заготовок, сверление их на станке и последующее нарезание резьбы. Вот тут скажу, что это один из самых интересных видов работы. Тебе даётся чертёж, например заднего правого крыла и, следовательно, заготовка этого крыла. Теперь тебе нужно, в соответствии с чертежом разметить расположение отверстий, затем на станке просверлить их, после мечиком (название приспособления для вырезания резьбы) аккуратно, чтобы не сломать его, нарезается резьба

- Каюсь, один мечик я сломал, он остался в цилиндре, но не переживайте, его заварили и сделали новое отверстие. Не фатальная, но неприятная оплошность

После этого намечаются линии сгиба и почти готовое изделие относится на станок, где его изогнут в соответствии с первоначальным чертежом.

Конструктор для взрослых мужиков

Но конечно самая интересная работа связана со сборкой деталей присылаемых из Франции, так например первой деталью собранной мною был опорный подшипник тормозного вала (во всяком случае в мануале было так написано). По сути это конструктор для взрослых дядек: смотри в инструкцию и собирай как там нарисовано и не знай забот. Работа достаточно интересная, в нее погружаешься с головой

Сборка опорного подшипника тормозного вала
Сборка опорного подшипника тормозного вала

Ещё есть работа с каталогом. Она заключается в поиске нужных болтиков, шайб, гаек и прочего согласно номеру указанному в каталоге. Это, в свою очередь, довольно нудная работа, но от неё никуда не деться. Ну и конечно же накидывание всего оборудования на уже выкрашенную раму, установка двигателей и цилиндров, прокладка гидролиний и электрики. Так или иначе всё вкупе создаёт процесс сборки, который лично мне, человеку который никогда подобным не занимался крайне интересен.

Так или иначе, бывают дни крайне скучные, когда просто считаешь минуты до конца, но бывает и так, что 8 часов проносятся в мгновение ока. Разумеется не обходится без неприятностей, то рама в итоге кривая, то деталей нет, то ещё какая нибудь лажа... Таким образом я тихонько подхожу к первой машине, которую мы, за чуть более чем месяц, таки собрали.

Машина под кодовым названием "Катастрофа"

Основная проблема завода заключается в его "возрасте", под возрастом я подразумеваю почти полное отсутствие современных станков, отсюда вытекают проблемы при сборке

Процесс сборки
Процесс сборки
- Кажется, что завод как построили и ввели в эксплуатацию во время СССР, так его и не модернизировали. Из-за этого есть свои трудности, но зато чувствуется, что место с душой, историей...

Производственные проблемы бывают разные: то пальцы (металлические цилиндры) во втулки не встают, то раму при сварке повело, то еще что-нибудь. У меня например была такая проблема: для навески аккумулятора нужно прикрепить к раме деталь на которую будет этот аккумулятор будет вешаться. Это делается через отверстия в задней части рамы восьмю болтами через направляющие планки. Для понимания, выглядит этот как пирог из трёх слоёв: первый слой - устройство для крепления аккумулятора, второй слой - рама и третий слой - направляющие планки. Через все 3 слоя проходят болты, которые вкручиватюся в последний. Требования к точности изготовлению планок, говоря простым языком, недостижимы на станках конца 70-х годов прошлого века. Вот и у меня обнаружились неточности в этих планках, благо изготавливал их не я. Но вот вешать на них нужно было мне и человеку представленному ко мне в качестве наблюдающего. Как вы понимаете отверстия не сходились, на всех трёх "слоях", а повесить как-то нужно. Опуская подробности, за которые можно и уволить (хехехе, ну я надеюсь, что нет... наверное ничего страшного в этом нет... в любом случае я практикант, но для протокола, я бы так не стал делать... хехе..) мы всё же установили эту приспособу и даже удачно протянули все болты динамометрическим ключом

Но и на этом беды с "Катастрофой" не закончились, в какой-то момент, когда машина уже была собрана, по заднем мосту побежало масло, пришлось снимать колёса, лазать искать течь, потом выявились проблемы с ковшом и серьгой (устройство, отвечающие за опрокидывание ковша). В эту проблемку я не вникал, но смысл был в том, что ковш упирается в серьгу и тем самым не может до конца опрокинуться

"Катастрофа"
"Катастрофа"

Основное, что я понял после сборки первой машины, что металл это пластилин, и если у тебя что-то где-то не вкручивается или не вставляется, означает что ты просто не приложил достаточное количество усилий для этого. Дальше была еще и вторая машина... Тю-ю....

Подводя итог, могу сказать, что все-таки такая работа приносит мне удовольствие. Она интересная и хотя на первый взгляд она выглядит как достаточно монотонная работа без всяких неожиданностей. В действительности тут есть место творчеству. Более того, я нашел в этой работе что-то медитативное. А люди, тут особенные люди... Пожалуй о них стоит рассказать подробнее в следующей статье, а пока пишите комментарии и ставьте лайки)

Мой Instagram - @manli259