Психология кризисных ситуаций (32)

Продолжим рассмотрение модели работы психолога с клиентом, который выказывает суицидальные настроения. Наиболее подходящей эта модель является для использования телефонных служб доверия. Это только общая схема, которая даст нам представление о порядке и этапах консультации.

Второй этап:

Контакт состоялся, клиент слышит психолога. Дальше работа идет с идентификацией и структурированием проблемы клиента, а также с прояснением этой проблемы. Здесь используются такие техники как:

  • перефразирование - как для уточнения того, что говорит клиент, так и для того, чтобы проверить, как будут звучать утверждения клиента, переформулированные психологом (совпадают ли они с тем, что хотел выразить клиент или необходимы какие-то дополнения);
  • суммирование (резюмирование) - как некоторое подведение итогов, что позволяет обобщить все, что клиент проговаривает и одновременно сфокусировать и клиента, и себя;
  • отражение чувств (что именно вызвало то или иное чувство, эмоцию, какие именно события, может быть слова окружающих, какие-то сторонние реакции).

Цель на данном этапе - чтобы и у клиента, и у консультанта была единая, согласованная картина событий и эмоций, который предшествовали суицидальным мыслям и планов.

Одновременно с прояснением ситуации психолог пытается снять остроту переживаний. Клиент с суицидальными планами часто считает, что решение надо принять прямо сейчас, срочно. Поэтому задача консультанта - подать идею о том, что время вообще-то есть, возможность решиться на крайний шаг никуда не денется. Важно также помнить о “туннельности” сознания клиента, по возможности надо увеличить угол обзора и уменьшить ограниченность восприятия и диапазона поведения. Необходимо обсудить альтернативные варианты действий, задавая вопросы “а что, если?”, “а если попробовать вот так?”, “а могут ли быть еще какие-то варианты?”.

“- Вильбур - пришелец, - повторил я ему, - из другого мира. Он и робот явились к нам, чтобы слушать грустные истории.

- Грустные истории?

- Точно. Ему нравятся грустные истории. Одним нравятся истории веселые, другим похабные. А ему вот грустные.

- Он пришелец, - произнес Хигги, ни к кому не обращаясь.

- Пришелец, пришелец, не сомневайтесь, - отозвался я.

- Ты в этом совершенно уверен?

- Совершенно.

Хигги разволновался.

- Неужели ты не понимаешь, что это значит для Милвилла! Наш малюсенький городок - первое место на Земле, которое посетил пришелец!

Я хотел только одного: чтобы он заткнулся и убрался восвояси - и дал мне опрокинуть стопку после завтрака. Хигги не употреблял спиртного, особенно по воскресеньям. Он, чего доброго, умер бы от ужаса.

- К нам теперь будут ломиться со всего света! - закричал Хигги.

Вскочив со стула, он кинулся из кухни в комнату. - Я обязан официально приветствовать высокого гостя!..

Я поплелся следом за ним - я не простил бы себе, если бы упустил такое зрелище.

Джо успел уйти, Вильбур сидел на крылечке в одиночестве, и я-то видел, что он уже основательно нагрузился. Хигги приблизился к нему, выпятил грудь, простер вперед руку и завел торжественно, по полной форме:

- Мне как мэру города Милвилла доставляет величайшее удовольствие передать вам наш сердечный привет…

Вильбур пожал ему руку и сказал:

- Быть главой города - высокая честь и большая ответственность. Уму непостижимо, как вы не сгибаетесь под тяжестью подобной ноши.

- Признаться, временами... - вымолвил Хигги.

- Но вы, как видно, принадлежите к числу людей, озабоченных всецело благополучием ближнего своего, а потому, естественно, вынуждены повседневно сталкиваться с непониманием и неблагодарностью…

Хигги грузно опустился на ступеньки.

- Сэр, - обратился он к Вильбуру, - вы не поверите, сколько мук мне приходится выносить.” (Клиффорд Саймак. Поведай мне свои печали).

Роберт Гонсалвес
Роберт Гонсалвес