1 подписчик

Как «Шрек» навсегда изменил мультфильмы

Все вы конечно помните эту цену из «Шрека»: Фиона просыпается, идёт в лес и поёт с голубой птичкой главную лирическую тему мультфильма. Этот момент на самом деле отсылка к аналогичной сцене из «Белоснежки и семи гномов» 1937 года, в которой диснеевская принцесса соревновалась лесной птицы кто из них лучше поёт. Иделическая сценка о единении прекрасной принцессы с природой в «Шреке» переосмысляется довольно циничным образом, и это лишь одна иллюстрация того, как Шрек изменил подход к сказочном мультфильмам и перевернул представление о детской анимации.

Он не только переосмыслил Диснеевский канон, но и задал новою планку в юморе, революционно использовал музыку и запустил моду на постмодернистские отсылки к реальному миру.

Мультфильм "Шрек", 2001.
Мультфильм "Шрек", 2001.

КАК ИМЕННО ШРЕК ОПЕРЕДИЛ ВРЕМЯ? Об этом подробнее.

На фоне диснеевских анимационных сказок про принцесс в красивых платьях запуск сказочной комедии о зелёным великане, который с утра умывается грязью и пускает пузыри в болото казался довольно рискованным шагом. Зрители привыкли к сюжету взросления наивных героинь, которые сталкиваются с первой влюблённостью и неприятным на вид злом. При этом сами принцессы в рамках истории отличались безынициативностью и покорностью, часто терялись на фоне ярких и обаятельных второстепенных персонажей, а к концу мультфильма получали только спорный статус хранительницы очага. Победа добра над злом и превращение чудовища в красавца, воспевание традиционных ценностей, доблестные принцы и беззащитные принцессы-всё это было неотъемлемой частью детской сказочной анимации.

Мультфильм "Шрек", 2001.
Мультфильм "Шрек", 2001.

Шрек же полностью переосмыслить знакомой всем предмет жанра, причём начинается фильм как шаблонная сказка с историей про принцессу, заточенной в башне, которая ждет своего прекрасного принца. Но создатели сразу же отказываются играть по устоявшимся правилам. Главный герой совсем не безупречный молодой спаситель, за которым мы привыкли наблюдать в диснеевских историях. Первое же свое появление он выходит из деревянного туалета, с прилипшей к ноге бумагой. Шрек-злой огр, который соглашается освободить принцессу только чтобы спасти свое болото и жить на нем в одиночестве, да и главная героиня неканоничная беззащитная пташка-постоять за себя Фиона умеет покруче любого принца. Задолго до того, как диснеевские принцессы стали сильными и самостоятельными персонажами, Фиона показала пример ролевой модели для юных зрительниц.

Мультфильм "Шрек", 2001.
Мультфильм "Шрек", 2001.

Даже антагонисты в Шреке пристают с необычным образом. Например Драконика, охраняющая башня, оказывается вовсе не злой, а просто обделенным вниманием, а главным злодеем выступает сложный карлик-капиталист с комплексом неполноценности.

Пародийную стилистику «Шрек» стремится выстроить с помощью многочисленных отсылок как на поп-культуру, так и на реальную жизнь: при входе в замок Фаркуада высмеивается порядок очереди в тематических парках- очевидный укол в сторону Диснейленда, а драка Фионы с бандой Робин Гуда отсылает нас к Матрице. Отражает постмодернистский подход и смелый и заигрывающий со взрослой аудитории юмор. Шутки в «Шреке» балансируют между пародией и провокацией. Больше всего зрителям постарше запомнились аккуратно припрятанное для них пикантные шутки. Шрек стал первым проектом крупные студии который позволил себе строить комедию на подобных образах и завуалированных намеках, но и от традиционных приемов визуального юмора мультфильме не отказывался. Часто можно встретить обман ожиданий, и даже элементы слэпстики (физической комедии).

Ещё одна черта, отличающая Шрека от классических сказочных мультфильмов, это подходит к музыкальному оформлению.

Вместо традиционных песенных номеров, написанных специально для фильма, создатели собрали так называемый «compilations skor» -саундтрек-компиляцию. Только несколько инструментальных композиций были написаны специально для фильма. В остальном же предпочтение отдавалось уже существующим песням, подход к который создатели Шрека позаимствовали у инди-кино.

Мультфильм "Шрек", 2001.
Мультфильм "Шрек", 2001.

Финал первого Шрека хотя кажется тривиальным: Шрек с Фионой жениться и уезжает в закат, всё равно выбивается из ряда диснеевских сказок. Фиона остается огром, тем самым продвигает крайне современную для фильмов начала нулевых идею, что за маской зелёного чудища может таиться настоящая душевная красота. Внешность бывает обманчива, а любить друг друга стоит не из-за неё.

Мультфильм "Шрек 2".
Мультфильм "Шрек 2".

Шрек продолжился прекрасном сиквелом, который не только не уступает в качестве первой часте, но и смело борется с ней за звание лучшей. Вторая часть углубляет посыл первой и продолжает переосмыслять сказочный архетип: прекрасный принц выступает вовсе не в роли привычного храброго служителя добра и справедливости, а заботливая помощница, крёстная Фея, превращается в ловкую манипуляторшу. Новые герои органично вписываются в существующую вселенную и сразу же покарают сердца зрителей. Даже сложно поверить, что все эти персонажи появляются только в сиквеле. Вторая часть продолжает идти по пути отрицания условностей сказочного жанра и обыгрывает еще знакомых поп-культурных образов.

К сожалению, последующие части не оказались такими же успешными. Зрители не приняли новых персонажей, пассивный характер Шрека и плоский, в большинстве своем неуместный, юмор. На примере этих частей лучше всего заметно утомленное состояние франшизы и самого дружелюбного огра, история Шрека отходят на второй план, а от переосмысления канонов мультфильмы возвращаются к привычным сюжетам и шаблонным злодеям.

За прошедшие два десятилетия «Шрек» стал настоящим культурным феноменом. Франшиза повлияла не только на детскую анимацию, но и на всю массовую культуру и стала причиной появления ряда успешных мультфильмов, которые были интересные аудитории любого возраста за счёт смелого юмора. «Шрек» навсегда закрепился в сердцах миллионов поклонников по всему миру и удивительным образом остался актуальным и современным и сегодня, спустя 20 лет после премьеры.