Еще совсем недавно было преобладающим мнение о превосходстве Западной цивилизации над остальным миром во всех сферах человеческой деятельности: технологии, науке и культуре.
Лишь под влиянием очевидных фактов роль Китая, благодаря полученному статусу второй по значению экономики в мире, возросла до невероятных высот.
Однако значению Китайской цивилизации, в рамках которой и развился современный Китай, до сих пор не уделялось должного внимания.
Лишь постепенно имена выдающихся китайских мыслителей становятся известны европейскому читателю, однако их учение и мысли остаются неясными из-за своеобразного культурного барьера, поныне отделяющего китайцев от остальных жителей планеты.
Между тем, удивительно, насколько философы Поднебесной в своих учениях сумели предвосхитить многие мировые направления мысли. Рассмотрим вкратце основные школы и учения Древнего Китая.
Конфуцианство
Основателем данного направления является Конфуций. Годы жизни мыслителя – с 551 по 479 годы до н.э.
Основные взгляды великого философа отражены в сборнике «Лунь Юй», который был составлен учениками мастера после смерти Конфуция.
Преобладающим вкладом Конфуция в мировую сокровищницу мысли было создание учения о ритуалах.
- В процессе жизни внутри человеческого социума люди постоянно сталкиваются друг с другом, что отражается в их эмоциональном настроении.
- При получении положительных эмоций человек высказывает удовлетворение от общества себе подобного, отрицательные эмоции его приводят к гневу, негодованию и огорчению.
- С целью упорядочивания эмоций и достижения желательной предсказуемости в отношениях друг с другом Конфуций предложил стандартные человеческие операции сделать постоянными благодаря выполнению определенного набора правил.
- Например, культ предков служит для поклонения роду, при этом участие самих духов в данном обряде совсем не обязательно. Важно, чтобы среди участников в процессе проведения ритуала устанавливались согласие и мир. При этом выстраивается особая виртуальная реальность, в которой предки предстают могущественными и добрыми духами.
- Главной добродетелью, по мнению Конфуция, в обществе является человеколюбие (или «жэнь»). Это не абстрактное понятие, а конкретное умение общаться с себе подобными.
- Для понимания жэнь от учеников требовалось представить себя в каждой отдельной уникальной ситуации, то есть для этой способности нужна спонтанность и отрешенность от заранее заданных норм.
Школа Мэн-цзы
Основатель школы, Мэн-цзы, пытался практически внедрить идеи конфуцианства в жизнь при дворе государя Ци. Последний не послушал мудрого советника, призывавшего к доброму и разумному правлению, развязав войну с соседним царством.
Удалившись из политики, Мэн-цзы скорректировал учение Конфуция.
- В мире правит рок, судьба (или «мин»). Ничего нельзя предсказать заранее. Любой план, в конце концов, изменится и цель никогда полностью не достигнется. Однако данное утверждение не приводит Мэн-цзы к фатализму. Любому человеку в силах усовершенствовать свою жизнь, не теряя творческого позыва к действию.
- Вместо как безрассудного оптимизма, так и упадка сил от неудач, Мэн-цзы учил найти третий путь: стабильность и гармонию в уме-сердце. Благодаря данной позиции, человек изменит свою личность в мире неограниченных возможностей.
Школа Мо-цзы
Мо-цзы, также последователь Конфуция, считал мир упорядоченным и предсказуемым.
- Труд и усердие приводят человека к успеху. Так как в нынешнем социуме хорошо жить трудно, требуется доверить себя могуществу Неба («Тянь»).
- Следуя указаниям Божества, каждый человек способен излечить общество от испорченности и тогда в мире воцарится нравственный порядок.
- Для осуществления необходимого нравственного поведения следует лишь ввести систему поощрений и наказаний: люди убедятся, что недостойно жить – это не только физически, но и морально плохо.
Позиция Мо-цзы напоминает учение о нравственности Льва Толстого.
Школа Чжуан-цзы и Лао-цзы
Две школы условно можно объединить в одну, так как в фокусе их учения рассматривается Дао (или Путь).
Однако если Лао-цзы учил воспринимать окружающий мир в целости и равновесии, Чжуан-цзы постулировал непрекращающиеся превращения одного качества в другое. Одни элементы переходят в другие, не переставая оставаться собой.
- Например, энергия («ци») травы после увядания и смерти переходит в жучков, поедающих ее, затем – в птиц, клюющих жучков. Птиц поедают животные, которые после своей смерти возвращают земле первоначальные элементы.
- Человеку требуется довериться своему воображению и выработать спонтанность творческих актов.
Школа Сюнь-цзы
Еще один последователь Конфуция, Сунь-цзы выступил, в отличие от школы Дао, против природной естественности.
«Человек по природе зол, рождается завистливым и злобным».
Требуется приложить усилия для изменения неправильного природного состояния. Если деревце растет кривым, следует его выпрямить, приложив внешнюю силу.
- Для этого Сунь-цзы вводит понятие «вэй», или «игры». В жизни человеку необходимо играть в культуру и ритуалы, чтобы обуздать дурной нрав и упорядочить эмоции.
- Более того, Сунь-цзы утверждал, что ничего естественного давно уже нет. Человек изначально вносил собственную природу в окружающий мир, меняя ее по своим потребностям.
- Вместо мифической «первозданности» человека Сунь-цзы утверждал возможности для саморазвития, перенося работу над обузданием природы внутрь себя.
Влияние древнекитайской школы на современность
Древнекитайские школы философской мысли систематизировали и передали знания грядущим поколениям. Через купцов и торговые караваны их идеи восприняли на Ближнем Востоке и Древней Греции.
Во всяком случае, схожесть диалектического учения Гераклита и Чжуан-цзы может объясняться их возможным взаимовлиянием.
Также близко друг к другу учение о врожденной нравственности Мо-цзы и Сократа.
Помимо огромного духовного влияния на потомков, их мысли до сих пор актуальны и действенны в нашей жизни. Например: для современных управленческих решений или развития личных качеств, чтобы полноценно и насыщенно жить в этом мире.
Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!