Найти тему
КиберСуд

Карта вместо паспорта

Иной раз букв не хватает, чтобы оценить затеи бизнес-цифровиков. Вот уже второе десятилетие они пытаются взломать российскую паспортно-визовую систему. Идея простая, поскольку паспорт есть у каждого человека, то нужно сделать на этом бизнес, заставить всех покупать банковские карточки взамен паспортов.

Бизнес-проект беспроигрышный: выбить под это дело из госбюджета десятки миллиардов; внести сумятицу в миграционный и паспортный учет населения; заказать у иностранных поставщиков карточки и чипы к ним, принтеры, сканеры, сервера и другое оборудование и получить на этих заказах прибыль для отдельных лиц; и снова запустить частные руки в госбюджет и подсадить всё население на иглу постоянной замены карточек раз в четыре года. И это только видимая часть карточного бизнес-плана, а что ещё в нем чудесного остается только гадать. Например: полный контроль персональных данных российских граждан со стороны иностранных государств и их агентуры; развертывание частных бизнесов для операций с картами под заказ, в том числе для исчезновения личностей или их дублирования или тиражирования.

Вот живет себе добросовестный человек с карточкой, бац и потерял её. Пошел в МФЦ, а ему говорят, вас тут больше не живет, и не было никогда, ведь наш компьютер не врёт, у нас не забалуешь, на дворе цифровизация. И получится, что такому человеку жить больше не положено, жены у него нет, квартиры нет, зарплаты и пенсии нет, банковские счета заблокированы. Даже на выборы без карточки не пустят, хотя, туда может и пустят. Страшное дело оказаться человеку без карточки. Ходи потом по судам, да и как туда пойдешь, ведь без карточки не пустят в суд, еще на входе у турникетов приставы отсекут некарточного субъекта.

Неужели всё это кому-то срочно потребовалось? Неужели карточный проект паспортизации двадцатилетней давности необходим именно сейчас?
А ведь за это время информатика шагнула далеко вперед. Уже сегодня она позволяет людям получать все гос.услуги и соц.удовольствия без каких-либо карт и чипов. Технологии уже давно способны идентифицировать личность по факту самого её наличия. Биология человека и есть тот паспорт, который заменяет всё. Электроника давно уже способна напрямую считывать параметры человека и тем самым, реализовать свободу личности с соблюдением государственных интересов, и без предъявления бумажных паспортов и пластиковых карт. Карточный проект – это тупик с откатом в сторону кланового феодализма, в сторону противоположную развитию лучших мировых биометрических паспортно-визовых технологий, – это ступор с морально и физически устаревшими системами, картёжными махинациями и коррупционными схемами.

Картёжный проект разорителен. Расходы на изготовление карточек, терминалов для их считывания и всей системы оборота и обработки данных исчисляются триллионами за пятилетку. И естественно, все они тяжким бременем лягут на плечи трудящихся. Как можно навязывать стране разорительные и технически отсталые карточные проекты в нынешней экономической реальности, когда четверть населения живет за чертой бедности?

Сегодня российского гражданина за трудоустройство, права на вождение машины, за охотничье ружьё и др., до сих пор как в древнем рабовладельческом царстве заставляют получать платные справки, точнее выкупать в Минздраве свои медицинские данные, чтобы отнести их в МВД, где их принимают тоже за плату. Бизнесменам-цифровикам ведь не досуг задуматься о том, как проложить пару проводов между одним госведомством до другого, чтобы сведения о личности, уже имеющиеся у государства, дважды не оплачивались гражданином за их приём-передачу тому же государству.

Если бы по-хозяйски рационально оценить перспективу государственного строительства паспортизации, то вывод был бы очевиден – виртуальная паспортизация, без карт и чипов. Цену этой рациональной системы нужно будет заплатить всего один раз. И она будет примерно такой же, как и цена картёжной. Но в отличие от карточной, виртуальная система может быть сконструирована как самодостаточная само-развертывающаяся, экономически и социально необременительная. А вот за картёжную затею нужно будет платить и платить, как минимум трижды: сначала за то, чтобы ее развернуть, потом, чтобы свернуть, и третий раз за переход на виртуальную систему. Кроме того, банковская карточка имеет малюсенький ресурс годности. Она выдается всего на 4 года. Поэтому её часто придётся менять, точнее её обладателю нужно будет выкупать её по полной стоимости раз в четыре года. Для этого государству нужно будет развернуть чиновничью сеть карточных приемо-сдаточных пунктов по всей стране.

Втиснуть в сокращаемые полицейские службы эту функцию вряд ли удастся. Вот и придется всем гражданам раскошеливаться на создание новой коммерческой камарильи по типу авто-страховщиков. Эффект от них будет минимальный, но зато драть деньги с народа за выдачу карт они будут максимально, регулярно повышая тарифы, расценки и комиссии. Вероятно, в этом-то и кроется незримая движущая сила всего этого картонажного проекта. Так и хочется спросить цифровых коммерсантов, навязывающих стране этот проект: у вас совесть есть?

Авторы проекта ничего внятного не ответят. Они даже не задумываются, как карточка будет соотноситься с паспортами и другими документами, удостоверяющими личность. На сегодня страна имеет полную неразбериху этих самых удостоверяющих документов, начиная от хождения советских паспортов, вкладышей о гражданстве и кончая всякого рода справками и свидетельствами актов гражданского состояния. Все они разномастные и разнокалиберные, слабозащищенные от подделок. И естественно, государственные базы данных о записи актов гражданского состояния, паспортизации, соцобеспечения и другие сведенья о людях никто и никак не скоординировал, не интегрировал. В этих условиях введение новых карточек только добавит сумятицу в бессистемную систему паспортизации, загсов, собесов, налоговиков, приставов, военкоматов, управдомов и прочих фискальных органов. Поэтому, чем вводить кратковременные карточки и тратить на это триллионы, лучше бы бесплатно упорядочить и интегрировать существующие в государстве базы персональных данных, а потом поэтапно создать единое виртуальное биометрическое удостоверение личности – энергонезависимое идентифицируемое по биологическим признакам человека, учитывающее ключевые юридические факты личности.

В наших условиях картёжный проект крайне опасен! Дело в том, что карточки и базы данных к ним сравнительно легко взламываются, если они находятся у коммерческого оператора. Миллионы обладателей карточек могут вдруг в одночасье лишиться всех своих сбережений, социальных льгот и вообще своего статуса, как гражданина. Страну может захлестнуть кибервойна за обладание карточками. «Кража электронной личности» – в наших условиях будет равносильна уничтожению этой личности. Если у вас украдут электронную карточку, то вы сразу же потеряете всё, вы перестанете существовать, станете социально беззащитны. На восстановление вашего социального статуса уйдут годы. Вашими персональными данными, как и поддельной картой, смогут пользоваться любые аферисты, жулики, махинаторы. Создать удовлетворительную систему безопасности банковских карт невозможно, рано или поздно она ломается и вскрывается.

Единственный выход – это идти по пути прямой биометрической паспортизации людей, без предъявления ими каких либо карт. Эту систему можно сделать действительно информационно безопасной, распределенной, защищенной и главное, человеко-сообразной. Ведь гораздо труднее подменить самого человека, чем его карточку. Видеокамеры и дактилоскопические, магнитно-волновые, инфразвуковые и др. анализаторы обмануть практически невозможно.
Считаю, что этим всерьез должно заняться государство, как ключевой проблемой национальной безопасности, имеющей долгосрочную и фундаментальную перспективу. Страна должна задуматься:

  • об алгоритмах оборота сведений о личности граждан;
  • о суверенном операторе баз персональных и юридических данных;
  • о защите паспортно-визовой информации от внешнего вмешательства и взлома;
  • о сопряжении государственных информационных баз данных, систем управления и сетей между государственными ведомствами и должностными лицами.

    Вот над этими буквами хорошо бы задуматься нашим цифровикам.
    Уже 30 лет у страны НЕТ ЗАКОНА О ПАСПОРТАХ, и эта сфера регулируется подзаконными актами. Неужели так и не найдется депутатов и законодателей, которые бы всерьёз задумались над этой темой?

    ©Игорь Николаевич Глебов
    доктор юридических наук, профессор,
    Заслуженный юрист Российской Федерации