Корветы ОВР - это небольшие корабли водоизмещением до 1500 тонн, призванные прикрывать прибрежные воды, в том числе обеспечивать защиту баз от надводной и подводной угрозы.
Исходя из названия, понимаем, что это специализированные корабли, т. е. предназначенные для решения ограниченного круга задач. И, возможно, их боевая устойчивость может быть реализована только в купе с другими средствами.
Прежде чем отвечать на вынесенный в заголовок вопрос, попробуем понять логику тех, кто был ответственен за строительство флота с начала нулевых.
Корветы
В своё время командование флота отказалось от кораблей ОВР (охраны водного района), т.к. предполагалось что эту функцию возьмут на себя береговые противокорабельные комплексы и авиация.
Правда с противолодочной авиацией всё довольно печально, но об этом ниже. С остальными авиационными компонентами вроде всё сносно.
Флот же в начале нулевых заказал корвет 20380 (корабль ближней морской зоны), способный тем не менее действовать и в дальней морской зоне.
Видимо логика была в том, что раз ближняя морская зона прикрыта (береговыми комплексами и авиацией), то дайте нам такое морское средство, которое можно использовать ещё и в дальней зоне.
В итоге корабль получился с не сильно впечатляющими характеристиками (низкая скорость, низкие противолодочные возможности, неспособность работать ракетами по берегу), но способный, например, быть неплохим эскортным кораблём (хорошая дальность, приемлемая для этих целей скорость, способность прикрыть себя и подопечного от атаки низкой эффективности).
Т. о, хоть планировали получить универсальный корабль, но в итоге получился довольно узко специализированный.
В принципе, ниша у такого корабля есть. Он может прикрывать маршруты Санкт-Петербург - Калининград, Севастополь - Тартус и Владивосток - Камчатка, сопровождал торговые корабли.
Остаётся, правда, вопрос, сколько таких кораблей нужно и нужны ли они в принципе в условиях постройки фрегатов 22350.
Впрочем, пока ввод в строй фрегатов 22350 затягивался, командование решило улучшить характеристики корветов 20380 . Вылилось это в проект 20385 (появились ПЛУР и ракеты по наземным целям за счёт установки УКСК). Но санкции не позволили поставить нужные дизеля от МТУ. Т.о. скорость осталась низкой.
Впрочем, в будущем улучшить ситуацию со скоростью способны отечественные дизеля Д500, на текущий момент находящиеся на испытаниях.
Вот тогда корвет станет вполне универсальным кораблём как для дальней, так и для ближней зоны. Правда до сих пор нет ясности с его возможностями ПВО.
В итоге мы хоть и получим универсальный корабль, но с несколько урезанными по сравнению с фрегатами 22350 возможностями. Ну и возникает вопрос, а будет ли он нужен, когда 22350 будут строиться серийно?
Сейчас постройка корветов 20385 запланирована в том числе на Амурском судостроительном заводе. Но мотивация скорее не в потребностях флота, а в возможностях завода. Так, в транспортный док Зея могут поместиться лишь корветы. Но док изношен и требуется его замена. Будем надеяться, что будет построен новый док, который сможет принимать и фрегаты.
Фрегаты
С фрегатами 22350 всё ясно. Это универсальные корабли как для прикрытия баз АПЛ, так и для действий в дальней морской зоне. На лето 2021 ОДК смогла наладить серийный выпуск дизель-газотурбинных агрегатов для проекта 22350, поэтому чисто технически препятствий для строительства серии 22350 больше нет. Но нужно увеличивать производственные мощности, расшивая узкие места.
Правда в версии М планируется увеличить водоизмещение корабля. И тогда он переместится в нишу для дальних походов.
А вот прикрывать АПЛ при таком раскладе скорее всего придётся уже 20385. В итоге вместо пары фрегат 22350 и корвет 20380 получится пара 22350м и 22385.
Но все таки, нужен ли корвет ОВР?
Давайте для начала рассмотрим, что у нас строилось в малом водоизмещение.
МРК
Эти корабли можно расценивать просто как носители крылатых ракет средней дальности. В условиях прекращения действия договора о запрете ракет средней дальности наземного базирования ценность МРК существенно снизилась. Но, конечно, не до нуля. Т.е. такие корабли имеют право на жизнь, тем более, что строятся на речных верфях и не в ущерб кораблям основных классов.
"Патрульные корабли"
По мне проект 22160 скорее напоминает разведывательный корабль с возможностями проведения спецопераций. Кстати, для разведывательного корабля они неплохо вооружены. Могут они выполнять и эскортные функции (сопровождение важных грузов), но, конечно, хуже чем 22380.
Противодиверсионные катера
В довольно большом количестве строятся противодиверсионные катера Грачонок, способные работать по малым средствам поражения.
Т. о. малые корабли строятся, но их боевая эффективность крайне узко направленная.
Дизельные подводные лодки
Могут для противолодочных целей использоваться и ДЭПЛ. Но современным российским ДЭПЛ (Варшавянка) приходится регулярно всплывать на поверхность для подзарядки батарей. Т.е. требуется разработка ВНЭУ.
Противолодочная авиация
Как уже отмечалось, этим компонентам в последние годы по факту было уделено мало внимания. Однако текущий парк противолодочной авиации стремительно стареет.
Конечно, в будущем этот вопрос будет решаться. Но, например, для противолодочного самолёта на базе Бе-200 нужны двигатели ПД-8, которые только в разработке.
Наверняка будут заказываться самолёты на базе ИЛ-114. Но это тоже в будущем. Ходили слухи и о переделке под противолодочные цели ТУ-214, выведенные из эксплуатации в гражданской авиации.
Перенос баз
С увеличением дальности действия крылатых ракет существующие базы становятся всё более уязвимыми. В этой ситуации имеется необходимость в создании запасных баз в более недоступной для вероятного противника местности.
На Тихом океане это Сахалин и Охотское море. На Севере район порта Индиго.
Так нужны ли корветы ОВР?
С точки же зрения разнесения яиц по разным корзинам создание корвета ОВР не выглядит расточительной идеей. Такие корабли с водоизмещением не выше 1500т могут строиться на речных верфях. Например, без возможности нести вертолёт и упрощённой РЛК с ПВО. Ибо эти функции будут выполняться береговыми средствами.
Ну, на таком водоизмещении чем-то всё равно пришлось бы пожертвовать.
Основным вооружением станет ПЛУР. Естественно, такому кораблю потребуется приличная скорость хотя бы в 30 узлов.
На текущий момент такую скорость могут обеспечить высокооборотные дизеля М507. Однако поставки данного двигателя возможны лишь по окончании строительства серии Каракуртов, использующих тот же дизель.
Однако для корветов ОВР можно использовать и газотурбинные двигатели М70ФРУ.
Обращает внимание, что в России создан двигатель для кораблей на воздушной подушке (М70ФРУ-2). Не планируют ли в этой связи построить ракетные катера на воздушной подушке с Ураном (что типа Боры и Самума), главной целью которых будет преследование всяких нарушителей? Это было бы логично. И строить их можно на речных верфях.
Ещё одна любопытная наработка - газотурбинный агрегат с частичных электродвижением. Электродвижение обеспечивает более подходящий режим для поиска подводных лодок, поэтому в будущем вполне может быть применён на корветах ОВР.
Однако концепция первого их носителя - корвета 20386 очень плохо читается и вызывает вполне обоснованные вопросы. По последним заявления главы ОСК Рахманова Меркурий рискует остаться опытовым кораблём.
Резюме
Резюмируя, у России есть мощности (речные верфи) для строительства малых судов. В ближней зоне есть две задачи, требующие решение: ПЛО и борьба с военными провокациями. Под каждую из этих задач есть возможность построить специализированной средство.
Для борьбы с провокациями - быстроходное средство, вооружённое Уранами (например, на воздушной подушке)
Для целей ПЛО противолодочные корабль, способный применять электродвижение.
Данные корабли будут вполне уместны на закрытых морях, в то время как 20385 более походят для открытых театров.
Читайте также:
Корветы 20380 - бесполезные корабли?
Как сочетаются заказы на Армии 2020 с концепцией применения ВМФ?
Роль флота в структуре вооруженных сил: исторические примеры и гипотетические конфликты