Любопытное наблюдение сделал Владимир Константинов: когда речь заходит о ремонте или благоустройстве чего-либо, выясняется, люди порой просто не понимают, что не так. Не видят, не чувствуют необходимости радикальных изменений. Глава парламента упомянул об этом на встрече за «круглым столом» с участием представителей профильного комитета, министерств и ведомств, которые говорили о проблемах образования. Но ведь такая «незрячесть» свойственна нам в самых разных сферах жизни.
Почему? Тут всё очевидно: человек, привыкший к плохонькому старому дому, и мечтать не мечтает о золочёном дворце. Научившийся простейшей грамоте житель далёкого села вряд ли нацелится покорять вершины научного Олимпа. Комфортно чувствующий себя среди хлама и кавардака не станет внезапно адептом генеральной уборки окружающей территории. И наоборот: ребёнок, выросший в комфорте и красоте, будет стремиться к ней и в дальнейшей жизни. Все мы родом из детства — аксиома; среда формирует мировоззрение, а случающиеся исключения только подтверждают это правило. Чтобы хотя бы постараться переломить тенденцию, надо начинать со школы. Весь её облик должен соответствовать лучшим, а не худшим образцам; это как раз тот случай, когда отличное ни в коем случае не враг хорошему.
Эту идею можно принять за задачу-максимум и начинать методично двигаться к её выполнению. Путь не близкий: около 500 крымских школ не соответствуют высоким стандартам. Как отмечает В. Константинов, зачастую отремонтированный актовый зал и новые окна «соседствуют» со сто раз перекрашенным деревянным полом и тёмными коридорами, есть современный пищеблок, но нет спортзала, перекрыли крышу, но забыли про фасад.
Полностью всем современным требованиям сегодня соответствуют разве что пять только что построенных школ, а всего в Крыму 545 общеобразовательных учебных заведений. Большинство из них возводили силами колхозов в послевоенное время, напомнил спикер, когда жёстких стандартов строительства не существовало. Тем не менее именно они — основа всей системы образования, их количества для республики в целом достаточно, так что большого числа новых строек в ближайшие годы не предполагается. «Доводить до ума» предстоит то, что есть, и это становится одной из главных тактических задач власти на ближайшие даже не пять лет — на десятилетку.
Для решения проблемы нужно активизировать усилия всех ветвей власти — от муниципальной и республиканской до федеральной, подчеркнул В. Константинов. Он напомнил, что за семь лет в отрасли сделано немало: реализованы образовательные проекты, многие школы модернизированы, оснащаются цифровым оборудованием и Интернетом, что делает обучение доступным и качественным. До 2026 года планируется ввести в эксплуатацию 11 школ: 9 — новых и 2 — после реконструкции, что позволит создать дополнительно более 8 тысяч мест.
Тем не менее в 37 образовательных учреждениях (это 7 процентов всех школ) нет спортивных залов, а значит, дети не получают физического развития, перечисляет глава парламента. Требуют обновления пищеблоки в 319-ти — более 60 процентов из них работают без нормального оборудования, 207 — нуждаются в замене кровель.
«Ещё 5 миллиардов рублей необходимо выделить на обеспечение зданий системами комплексной безопасности. Не говоря уже о проблемах с ограждением, утеплением и покраской фасадов, строительством актовых залов, благоустройством территории. Ответить на стоящие перед нами вызовы, справиться с проблемой комплексно — вот задача власти на ближайшую перспективу», — акцентировал внимание В. Константинов.
По его словам, осенью в Госсовете Крыма будет создана специальная рабочая группа по вопросам образования. Нам нужны кардинальный рывок, старт масштабных преобразований. «Время неумолимо, если мы затянем решение задач, с годами они будут только добавляться, и мы в них захлебнёмся», — предупреждает спикер и надеется, что поддержку Крыму на федеральном уровне обеспечат депутаты от республики в новом созыве Государственной Думы РФ.
«Обновление крымских школ — дело сложное и многовекторное, его обсуждение нужно вынести на должный уровень. Президент России Владимир Путин поставил перед всеми субъектами страны задачу активизировать ремонт школ: на эти цели будет выделено около 150 миллиардов рублей, что позволит привести в порядок 1500 российских учебных заведений. В Крыму «аппетиты» скромные: по предварительным данным, в эту программу могут попасть около 100 учреждений образования, прошедших экспертизу и имеющих проектную документацию», — отметил Владимир Константинов.
Валентина КРАСНОПОЛЬСКАЯ
Фото Валентина ГУСЕВА