По словам матери модели этого роскошного портрета, леди Сэквилл Уэст прямо спросила художника, восхищавшегося красотою ее дочери, не согласится ли он тогда, в знак преклонения пред искусством и красотою, написать портрет безвозмездно.
И художнику, маэстро, который не привык считать гонорары и которого беспрестанно сравнивали то с ван Эйком, а то и с самим великим Рубенсом, пришлось дать согласие на такую благую авантюру.
Но, вероятно, он об этом ни разу не пожалел. И блистательный портрет лишь скромно добавил красок в образ, созданный самой Витой Сэквилл Уэст- писательницы, поэта, философа, артистки и самого потрясающего садовника Англии начала двадцатого века. Те сады, которые она создала, входят в реестр подлинных национальных сокровищ, это изысканное ботаническое сокровище, достояние Англии.
Сама же Вита была не менее загадочным и изысканным сокровищем. О ней хотелось спорить, ее хотели покорять, ею мечтали обладать. Ее отчаивались понять.
Вирджиния Вульф написала о ней изысканный и поэтичный, странный роман «Орландо», похожий на музыку или старинные ноты.
Те, кто знал историю находили в нем отзвуки тайны Виктории: полжизни она мечтала стать юношей, мальчишкою, сорванцом, она этим бредила. « Воплощала идею в жизнь, как могла, путешествовала под мужским именем, носила брюки, курила, писала стихи и романы в мужской манере, много ездила верхом, одна посетила пустыню, ночевала у костров странников, учила древние языки. Но, странно, при этом оставалась истинной леди.
Каталог работ Ласло пишет о модели изысканно и просто, даже с некоторою насмешкою:
«Вите Саквилл Уэст не было и восемнадцати, когда был написан портрет. Унаследовав его, она спрятала его на чердаке, решив, что он “слишком умен” для Сиссингхерста(фамильной усадьбы, замка). Де Ласло написал еще один ее портрет длиной в три четверти, который оставался незаконченным, неподписанным и находился во владении художника до его смерти». О красавице - модели с портрета сказано далее так:
«Достопочтенная Виктория Мэри "Вита" Саквилл-Уэст родилась в Ноле, близ Севенокса, 9 марта 1892 года, и была единственный ребенок Лайонела, 3-го лорда Сэквиля, и его жены Виктории, которая сама была незаконнорожденной дочерью родного дяди мужа Лайонела Сэквиля-Уэста, 2-го лорда Сэквиля и испанской танцовщицы Хосефы де ла Олива, известной как " Пепита’.
В 1913 году Вита вышла замуж за дипломата и писателя, достопочтенного Дж. Гарольд Николсон (был посвящен в рыцари в 1953 году).
Она была жизнерадостной, одаренной и весьма неординарной женщиной, которая оставила свой след в искусстве и литературе, как крупный, оригинальный поэт, писатель и журналист. В 1927 году Вита Сэквилл получила Хоторнденскую премию за свою обширную поэму "Земля", в которой она выражает свое глубокое сочувствие, интерес к жизни и нравам людей из графства Кент. Среди ее романов - "Эдвардианцы" (1930), "Все страсти потрачены" (1931) и "Пасхальная вечеринка" (1953). «Кноль и Сэквилли» (1923) и «Пепита» (1937) – исследования, хроники ее семьи и ее происхождения.
Красавица Вита также была одним из самых влиятельных английских садовников 20-го века, создавая вместе со своим мужем сады в замке Сиссингхерст, графство Кент. У них было два сына: Лайонел Бенедикт, родившийся в 1914 году, и Найджел, родившийся в 1917 году.; но она также была известна своим страстным романом с Вайолет Трефузис и яркими отношениями с Хильдой Мэтисон и Вирджинией Вульф. Она никогда и ничего не боялась, оставила в своих письмах и мемуарах яркий портрет эпохи, нравов, страстей, целый каскад наблюдений и размышлений. Леди Уэст умерла второго июня 1962 года, еще при жизни став одухотворенной европейскою легендой.
Ей по прежнему поклонялись и в старости она сражала красотой, умом, обаянием.
Вся суть богатой, стремительной, тонкой и нервной, натуры Виты Сэквилл – Уэст мастерски, блестяще выражена в портрете Ласло, который он любил так, что позволил на нем модели быть изображенной в личных драгоценностях - янтарном ожерелье и в платье, выбранном для нее матерью.
Черновой же вариант картины Ф. де Ласло, своенравный мастер, оставил навсегда у себя.