729 подписчиков

Fate/Zero (обзор аниме)

274 прочитали

Атмосфера истинной войны. Магия, витающая в воздухе, безумие, несбыточные мечты и испытание собственными идеалами.

Три наиболее близких мне по духу Слуги Четвёртой войны на одной картинке.
Три наиболее близких мне по духу Слуги Четвёртой войны на одной картинке.

Здравствуй дорогой читатель!

Продолжая углубляться в творчество Type-Moon, сегодня речь пойдёт об аниме-адаптации ранобе от Гэна Уробути, получившей русское название «Судьба/Начало». Оно было написано в 2007 году и получило адаптацию в 2011-2012 годах. Какой же вышла адаптация истории Четвёртой войны за Святой Грааль? Удалось ли во всех красках показать действительно масштабную войну в японском городке, не затянулась ли война, что значит быть магом и почему пресловутого спасения всех от Грааля лучше не ждать – об этом, и не только, в длинном обзоре на аниме.

Итак, начали!

1. Вводная в сюжет.
Студия: ufotable. Год выхода: 2011-2012. Средневзвешенная оценка за два сезона: 8,53 (взяты сайты Shikimori и Yummy Anime; всего голосов 52659); личная оценка: 8,65.

Постер ко второму сезону. Источник: zerochan.net.
Постер ко второму сезону. Источник: zerochan.net.

За 10 лет до Пятой войны Святого Грааля, в Фуюки была и Четвёртая, ранее почти не упоминавшаяся... Но было соревнование магов и тогда за Грааль святой, могущий исполнять желания. На сей раз война обещает быть взрослой (не всё же школьников под Командные Заклинания приставлять), ведь кроме представителей от Тосаки (отец Рин Токиёми, прожжённый маг до мозга костей), Мато (отрёкшийся было от семьи Кария, решивший спасти Сакуру от червей) и Айнцбернов, на войну приглашение получил и консервативный лорд Эль-Меллой, и молодой самоуверенный Уэйвер Вельвет, и серийный маньяк Рюноске Урю (не позорил бы Урю Минене, паршивец). Цветом же битвы обещает стать противостояние, духовное, идейное и реальное, материалистическое между слугой святой Церкви Котомине Киреем, отчётливо осознающим собственную пустоту и надломленность и Эмией Кирицугу, наёмным убийцей-магом, представляющим семью Айнцбернов и стремящемуся к спасению, ни много ни мало, всего человечества. О борьбе всех против всех и в особенности самых страшных противников – мыслей и идеалов против поступков и реальности – и повествует сие аниме.

1.2 О глупых и затянутых моментах и перспективных линиях. Взрослая война.

Тот самый идиотский момент. Источник: скриншот из аниме «Судьба/Начало». ©ufotable, ©Type-Moon.
Тот самый идиотский момент. Источник: скриншот из аниме «Судьба/Начало». ©ufotable, ©Type-Moon.

Ничто не идеально, и «Зеро» не исключение. И всё же, особенно с учётом дальнейшей истории, иметь такой явный чудовищно-нелепый костыль в самой завязке... Нет, серьёзно, в жизни не воспользуюсь доставкой от почты Британии: они сверхценные артефакты без всяких документов практически первому встречному вручают! Впрочем, из всех сюжетных ляпов этот единственный вызвал сильное негодование. Ибо другая проблема аниме – сильно затянувшаяся экспозиция. Разумеется, ибо тут, в отличие от Пятой войны, к войне готовились не 10, а 60 лет, то даже после призыва всех Слуг нужно ещё серий 2-3 на разведку, потом на разведку боем, потом... ещё на одну разведку боем – в общем, пресловутой жестокости войны долгое время нет.

Как нет, увы, и полного раскрытия отдельных весьма и весьма интересных сюжетных линий (возможно, остались в ранобе): тот же треугольник между Лансером, его Мастером и его женой, хотя и неплохо выстрелил, показался слишком коротким. А чего бы стоила побочная линия противостояния Сейбер с одним, как оказалось, очень даже знакомым из своего героического прошлого! Сильное драматическое внутреннее противоборство, попытка переоценить свои идеалы для Сейбер ещё до встречи с Широ... состоялось в очень сжатом формате, хотя линия, повторюсь, перспективная. Снесённая потоками войны и безумия.

И всё-таки война здесь именно взрослая, «по правилам». Причём есть как и универсальные правила, нарушать которые не стоит, ибо предадут епитимье и совместной каре от других участников войны, так и те, что для каждого свои. Все мы ведь порождение нашей эры, и слуги, призванные из других эпох – не исключение. Именно поэтому не вызывает удивление длинные интерлюдии перед самой схваткой между Сейбером и Лансером, для коих понятие чести чуть ли не материально (Кэнсин Химура не один такой ведь был) и потому предпочитающих честной схваткой выяснять свою силу, а стало быть, и правоту (как и через 10 лет, когда уже Сасаки Коджиро будет ждать достойной его клинка схватки). Кому-то же, как магам, пристало биться только своей сильной родовой магией, а для кого-то, как для Кирицугу, правил как таковых, особо-то и нет. Главное – добиться цели, отвечающей его идеалам, а остальное вторично. Притом о войне не забывает никто: планирования, переезды, ловушки и засады здесь также есть; с поправкой на честь и благородство, не позволяющие, к примеру, начать драку во время королевского пира.

1.3 Ключевое противостояние. Безумие, идеалы и неразорванный порочный круг.

Хотя Сейбер и Кирицугу хотят во многом одного, их различие в приемлемых методах велико. Именно это и послужило источником их конфликта, почти скрытого противостояния. Источник: Яндекс.Картинки.
Хотя Сейбер и Кирицугу хотят во многом одного, их различие в приемлемых методах велико. Именно это и послужило источником их конфликта, почти скрытого противостояния. Источник: Яндекс.Картинки.

Возвращаясь к идеалам: не только у Кирицугу они есть. У каждого из Мастеров (кроме Кирея) и Слуг есть свои понятия о том, что хорошо и правильно, а что зло и подлежит устранению. Притом иные подчас выглядят настолько гротескно «правильными» в своих убеждениях, кардинально с моими не совпадающими, что я даже не знаю, чьей гибели я ждал больше: уже знакомого Гильгамеша, окончательно ставшего выразителем абсолютного эгоцентризма, не считающегося с миром и даже не стремящегося его под себя подмять, а уже видящего его как свою собственность (справедливости ради, непомерная гордыня и среди обычных людей не редкость а он всё-таки смертный полубог), либо же Тосаки Токиёми, что ради передающихся по наследству представлений об идеале мага отдал родную дочь на заклание червям, дабы потенциал, чтоб его, не пропал! Наверное, единственный раз, когда подход златого Арчера ближе: честнее сразу ни во что не ставить жизнь, нежели прикрывать её понятиями о должном.

А должен ли кому-то правитель? Как ни странно, но и Гил, и Райдер, и Сейбер, сказали бы, что да. Вот только что именно он должен, ответили бы по-разному: царь героев видит всё как единую систему с собой как центром всего, во главе. Искандер, по натуре идеалист, хочет видеть в правителе светоч надежд и мечтаний, воодушевляющий подданных на то, чтоб сами становились героями и жизнь их была ярка и им самим виделась такой. И лишь Артурия из лучших побуждений ответит, что во имя народа. Чаяний и чувств которого, в чём её справедливо упрекает Райдер, она не совсем понимает, а также решившаяся отказаться от ответственности за их судьбу, что также не по-лидерски. Ведь отречься от собственных людей всё равно что предать их, даже и желая им лучшей судьбы. Да, можно прийти к трагичному финалу, но многократно хуже отрекаться от тех, на кого ты этот финал и вёл. Испить из горькой чаши ответственности надобно до конца. К счастью, харизматичная и всё же достойная звания короля Сейбер также это осознаёт; увы, не в этой войне.

А ещё в «Зеро» уделили должное внимание постановке боевых сцен. На порядок выше, чем в адаптации от Динов. Источник: artfile.ru.
А ещё в «Зеро» уделили должное внимание постановке боевых сцен. На порядок выше, чем в адаптации от Динов. Источник: artfile.ru.

Ну и, разумеется, ключевая тема сериала, с которой перекликаются многие побочные, в том числе вышеназванные, это желание всеспасения. И пусть из «Ночи схватки» мы уже имеем некоторый спойлер, что желание не сбылось, увидеть личную драму человека, коего предали собственные идеалы, можно было воочию. Вся жизнь Эмии, состоявшая из цепи меньших убийств для предотвращения больших трагедий, на первый взгляд кажется действительно пустой, ибо была посвящена нереальному и едва не привела к всемирной трагедии, благодаря самому Кирицугу, сокращённой до трагедии локальной. Поэтому его главный противник, Котомине Кирей, отчасти прав: в обоих них есть пустота, порождённая в одном внутренней неполнотой и неспособностью именно в душе принимать «обычное счастье» (отчасти конфликтующее с осознанным пониманием общечеловеческих и христианских ценностей). А в другом выраженная как желание отстоять сверхидею, всеобщую справедливость, что вела бы к спасению всех, на практике неизменно превращающуюся в череду морально тяжёлых выборов. Но если для Кирея смыслом жизни стал поиск ответов на вопрос о собственной природе и её негласное удовлетворение (Гильгамеш с удовольствием решил направить кого-то на путь жестокости, ибо развлечение же), то Кирицугу, в коем всегда оставалась человечность, был спасён, ибо спас сам. После таких историй и сама «Ночь схватки», и история Эмии Широ, решившего продолжать этот порочный круг следования несбыточным идеалам, и даже отдельные флешбеки с самим Кирицугу смотрятся совершенно иначе.

И вновь об атмосфере, что по своей холодной и мрачной жестокости и уровню безумия будет ближе к «Цукихиме», нежели к «Судьбе». Так, один из героев платит огромную цену за свою же прошлую ошибку, в муках надеясь её исправить. И... не исправляет (в «Heaven's Feel» подтвердят). Тот же Лансер, старающийся избежать ошибок прошлого, вновь против своей воли оказывается втянут в совсем не рыцарского рода разборки. А Сэйбер? А Берсеркер? Пожалуй, лишь Райдер смог уйти из Войны со всем достоинством и без единого сожаления. В остальном же... у каждого была своя правда и свои грехи, искупить которые дано не всем.

2. Персонажи.

Эмия Кирицугу – главный герой ранобе и аниме, профессиональный наёмный убийца, действующий отдельно от Ассоциации. Нанят Айнцбернами для Четвёртой войны. Максимально отстранённый от людей, непроницаемый и расчётливый убийца, мерящий всё количественно и сообразно результату, пользуясь, помимо магии, и обычным оружием. С самого детства видавший все ужасные стороны людей, притом неоднократно. Всей душой желает прекращения войн и победы справедливости, защитником которой он желал стать, ради коей способен принести в жертву даже тех, кого искренне любил. В конце войны спасает Широ из пожара, обретая шанс и на спасение собственное.
Слуга: Сэйбер.

Сэйбер (уже можно: Артурия Пендрагон) – одна из сильнейших Слуг войны. По причине иной атмосферы и другого мастера, не раскрыта с моэ сторон, как было в «Фейте»: вместо этого, максимальная нацеленность на победу и исполнение собственного желания, в ошибочности которого Райдер её так и не убедил. Всё также блюдёт рыцарскую честь и достоинство, в бою сильна, в манерах благородна, да и чёрный костюм ей идёт. Отлично водит как машину, так и мотоцикл, ибо классовые навыки позволяют. Не понимая неразговорчивого Кирицугу, постепенно всё больше проникается к нему неприязнью, но в хороших отношениях с Айрисфиль. Её CV Аяко Кавасуми, озвучила Каори Мисаку из «Канона».
Мастер: Эмия Кирицугу.

Айрисфиль фон Айнцберн – одна из главных героинь, жена Кирицугу и мать Илиясфиль. Доброжелательная и милая женщина, в общении мягка. Обладает способностью к исцелению Сэйбер (Широ бы кто этому научил) и во время боёв именно она выполняет роль мастера Артурии (хотя командные заклинания у Кирицугу), с коей ей удалось достичь взаимопонимания. Поддерживает Кирицугу, но не до конца понимает его идеалы. Ей всё-таки ближе именно простое семейное счастье, коего в мире магов и войн за Грааль быть не может. Очень радуется внешнему миру в Фуюки, ибо почти всю жизнь провела в замке северной страны.

Котомине Кирей – ярко выраженный антагонист, служитель святой Церкви, экзорцист и маг одновременно. С давних пор ощущает в себе пустоту и несоответствие идеалам, привитым ему извне, неким собственным позывам. В поисках ответов на метафизические вопросы, видимо, и выбирается Граалем. Имеет потаённые желания, кажущиеся с обычного угла маньяческими. Однако право любого существа на рождение не просто поддерживает, но и отстаивает (а ведь по концепции первородного греха мы все грешны по умолчанию). Стремится узнать Кирицугу, увидеть в нём собственную пустоты и ответы, что впоследствии аукнется и Широ. Озвучен Дзёдзи Накатой и озвучен прекрасно.
Слуга: Асасин, затем... ну вы помните «Ночь схватки».

Райдер (Искандер) – харизматичный и крупногабаритный Слуга с железной волей, острым умом, собственной харизмой и обширными познаниями. Хотя не особо похож внешне и по поступкам, в его прототипе быстро угадывается Александр Македонский. Его заветное желание вновь завоевать весь мир, а не как в прошлый раз до Индии дойти, но его он хочет выполнить сам, а не посредством всяких чашек. Рьяно интересуется деталями Японии и эпохи, в которую попал. Идеалист и мечтатель: хочет увидеть океан, ведь на небе только и разговоров, что о нём. Почитает долгом правителя воодушевлять поданных, пусть даже путём тирании, но вести их вперёд. Мечту свою о море, исследовании передаёт Вельвету. Не посрамил Райдершу из оригинала, хотя по ней я всё равно соскучился.
Мастер: Уэйвер Вельвет.

Гильгамеш – вновь антагонист «Фейта» (иначе никак), чей образ на сей раз дополнен много чем значимым. По-прежнему ЧСВ на крайне высоком уровне, что мешает реализации действительно огромного потенциала, да и просто бесит (гоняться за «шавкой» Берсеркером, пока какая-то хтоническая дрянь крушит его же по идее сад... научился бы приоритеты расставлять). Искренне презирает всю тлю и воришек его собственности («Врата Вавилона» тоже его), существует моралью эпохи богов в мире, где тех нет. Желает иметь Сейбер как собственность. В этой эпохе стремится к развлечениям и вообще главным в жизни видит наслаждение, почти как де Сад. И всё же в плане честности с собой и своими желаниями с ним мало кто сравнится; также способен на достойные речи. Его CV тот же, что и у Итару из «Врат Штейна», что рушит весь образ.
Мастер: Тосаки Токиёми, а затем... а как же иначе.

Тосака Токиёми – маг семьи Тосака, немолодой мужчина, к войне святого Грааля готовившийся не один год. В магическом искусстве высот немалых достиг, Котомине Кирея выучил на свою голову, дочь Рин азам магии обучить хотел. Как маг он отличный, но как семьянин ужасный: даже Томою Окадзаки переплюнет по жестокости к одному из родных детей. И сожаления к нему никакого.
Слуга: Арчер.

Уэйвер Вельвет – молодой ученик академии Магов в Лондоне, желающий поначалу славы и признания в магическом сообществе, ради чего, по тому самому костылю, призывающий Райдера. И в ходе общения с последним перенимает его мечту, становится уверенней в себе и даже с людьми сближается. В общем, достойный ученик Искандера.
Слуга: Райдер.

Лорд Кейнет эль Меллой – опытный маг с богатой родословной, у которого было аж два варианта для призыва слуг (пока один не украли). Самонадеян и заносчив, консервативен и расчётлив. Презрительно относится к тем, кто сражается не только магией. Невеста его, Сола-Уи Нуада-Ре София-Ри (казалось бы, почему не взять простенькое имя, как у Базетт Фраги МакРемитц?), полюбив другого, Лансера, отнеслась к нему со всей жестокостью, но Меллой, всё ещё любя её, спас Солу-Уи.
Слуга: Лансер.

Кария Мато – отпрыск семьи, бежавший от неё, не смотря на неплохие способности к магии. Дабы спасти Сакуру, которую Зокен начал превращать в мага всеми червивыми методами, стал магом, также наполнившись червями. И путь его дальнейшей был полон боли, страданий и тяжёлой, неравной, безуспешной и трагичной борьбы.
Слуга: Берсеркер.

Рюноске Урю – молодой маньяк, что по ошибке призвал Слугу. И было это хорошо, ибо тот тоже насилие и убийства, вкупе с бессмысленной жестокостью, любил. Конец его предсказуем, а судьба неинтересна.
Слуга: Кастер.

Лансер (Диармайд О'Дуйвне) – Слуга, у коего оказалось аж два неплохих Небесных Фантазма. Владеет копьём с обеих рук, харизматичен и красив. Обладает проклятием соблазнять женщин. Имеет дурную репутацию и тягостное прошлое, от которого хочет очиститься честной войной, но выходит как всегда. Озвучен Хикару Мидорикавой (да-да, сразу два моих любимых мужских сейю в аниме).

Кастер – самый неустойчивый психически Слуга, в коем вера в Бога и прекрасное выродились в стремление порочить всё в этом самом мире (а это чем-то навевает безумие, смешанное с искусством в «Kara no Shoujo»). Хотя его прототип, Жиль де Ре, в реальности мог быть обвинён частично ложно, суть персонажа Синей Бороды передана. С помощью книги Прелати способен перевоплотиться в существо, максимально явно отсылающее к Лавкрафту. В Сэйбер видит Жанну Д'Арк, в которую влюблён и перед которой в аниме чувствует вину.

Берсеркер – рыцарь, охваченный безумием, чья аура сокрыта и кто способен обращаться с любым оружием, что попадает в его руки. В далёком прошлом знал Сейбер и упрекал её за непонимание людей. Чувствовал вину перед Артурией и ненавидел её за прощение своих грехов.

Асассин – самый слабый Слуга войны. Как в плане боя (хотя для его уничтожения потребовался НФ Райдера), так и в плане раскрытия, ибо истинные мотивы тех, чьё имя Хассан (и число им легион), просты: дабы помнили их индивидуальность.

Аой Тосака – мать Рин и Сакуры. Возможно, переживала за судьбу дочери, но особого участия к её судьбе не испытывала. Разумеется, к её участи я отношусь аналогично участи Токиёми.

Майя Хисау – наёмная убийца и коллега Кирицугу, к которому не ровно дышит. Кудере, отлично владеет стрелковым оружием и выполняет свою работу исправно, хотя и не ровня Слугам.

Наталия Камински – наставница, ставшая для Кирицугу второй семьёй (истории Кирицугу и Широ действительно имеют много общего). Убийца вне Ассоциации и Церкви. Как и положено, хладнокровна и безжалостна к врагам и знает, что спасти всех нельзя. Часть её миссий лишний раз доказывает, что действо происходит во вселенной Type-Moon.

Маленькая Рин времён Четвёртой войны Святого Грааля. Источник: там же.
Маленькая Рин времён Четвёртой войны Святого Грааля. Источник: там же.

Рин Тосака – ещё молодая, но уже способна дать отпор шпане. Любила своего отца и переняла от него заветы жизни мага, от которых, впрочем, в арке «UBW» частично откажется. К Кирею относится с нескрываемой враждебностью. До сих пор в голове не укладывается, что именно он отчасти её и воспитал такой, какой она стала.

3. Анимация, саундтрек.

Поскольку за дизайн персонажей и постановку боёв отвечала ufotable, то здесь волноваться не о чём: выполнено эпично, смотрится красиво. Баланс же между лором и экшном ещё не так смещён в сторону последнего, как в «UBW» и «Heaven's Feel», что также в плюс. Поскольку речь идёт о приквеле «Ночи схватки» основные локации – ночные пейзажи японского города Фуюки (районы Мияма и Синто), вводящие в атмосферу. В прологе были Лондон и Турин, но их в кадре не было. Хватает в кадре и крови.

Основное музыкальное сопровождение, не смотря на эпик и создание нужной атмосферы, не запомнилось совсем. А вот те опенинги и эндинги, что были выполнены группой Калафина, похвалю: хотя я слышал их и раньше, в адаптации «UBW», именно здесь эти песни мне действительно понравились и зацепили. Возможно, из-за иной атмосферы, но пока это лучший саундтрек из адаптаций Тайпмунов от ufotable.

4. По итогу.

Аниме «Судьба/Начало» вышло запоминающимся. Взяв за основу ранобе от автора довольно жестоких и атмосферных произведений (так, «Песнь Сайи» тоже за авторством Гэна Уробути – одного из основателей Nitro+) и применив уже свой опыт сотрудничества с Type-Moon при создании адаптации «Границы пустоты», ufotable в очередной раз смогли выдать отличную адаптацию, которая, за счёт иного первоисточника, выглядит «взрослее» и серьёзнее «Бесконечного края клинков» от той же студии.

Хотя есть и отдельные ляпы, костыли, а некоторые сюжетные линии кажутся сильно укороченными, история остаётся целостной, с единым лейтмотивом. Имя которому – природа справедливости и войны. Можно ли вообще полагать что-либо справедливым и истинном лишь на праве сильного, утверждая правду свою огнём и мечом? А решая защищать общечеловеческие ценности нет ли риска в конечном счёте не соблюсти и их? Аниме даёт ответ, что даже герои не вправе быть единоличными мерилами справедливости (или придётся принять правду Гильгамеша и сдать ему его имущество), а защита, казалось бы, правильных и нужных вещей любыми методами приведёт лишь к продолжению бесконечной цепи насилия, в которую попал и Арчер из оригинального «Фейта». Или что на Грааль уповать нельзя, ведь тот же может оказаться испорченным, да и даже если нет – методами Кирицугу, по сути, иного нельзя было добиться и при неопороченной чаше Грааля.

И притом подача, персонажи, их истории и раскрытие – всё это смотрится на ином уровне. Возможно, потому, что большая часть участников этой войны – уже взрослые состоявшиеся люди с устоявшимися же ценностями, каждый из которых убеждён, что прав. Наблюдать за изменением их мнений или их глухой косности со всеми вытекающими, также весьма интересно. Опять же, сама обстановка войны подана привычнее: без неклассических красивейших опасных воительниц Райдерши, но с коренастым и упорным Райдером; не просто желание показать, что ты чего-то стоишь в этом мире, но и попытка пересмотреть что-то в самом мире и т. д. Смотреть подобное только в удовольствие.

Вот и подходит к концу обзор на предысторию «Ночи схватки». Хотя затмить предшественницу – визуальную новеллу – она в полной мере не смогла, другие адаптации Fate она однозначно перекрывает, во многом за счёт своего первоисточника.
Знакомство с ней я рекомендую, притом можно как до событий основной истории (но это чревато спойлерами), но всё же желательно после. Кроме пары режущих глаз моментов, это отличное произведение, которое даже нет привычного желания критиковать.
Также аниме раскрыло историю части персонажей «Fate/Stay night», сделав это не только на повествовательном, но и ином, более умозрительном уровне. Идея о всеспасении не просто приземлена на твёрдые подмостки реальности, но и практически открытым текстом подана так, что один не спасет всех. Один спасёт лишь немногих, а те немногие, в свою очередь, спасут его. Иными словами, лишь все спасут всех. Задача, непосильная отдельному человеку (или героической душе), получает вот такое явный, красивый в своей теоретической простоте и практической невыполнимости ответ. Но нет универсального пути, и каждый будет стараться по-своему; порочный круг идеалов, что могут предать, передан от Кирицугу Широ, а далее – неопределённость, что вряд ли развеется до конца времён. И есть в этом, однако, свои прелесть и трагизм. Вечное, как борьба со злом, нацеленная на победу добра. Где в конце ожидает прекрасная утопия, Авалон.
Дни утраченного будущего... Источник: где-то нашёл.
Дни утраченного будущего... Источник: где-то нашёл.

Спасибо, что прочли обзор до конца! Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, если вам понравилось! До скорых встреч!

#аниме обзор #обзор аниме #аниме #фентези #fate #драма #япония #обзоры #рецензии