Найти тему

Выживут только любовники

Жанр: драма, мелодрама, ужасы

Режиссер: Джим Джармуш

В ролях: Том Хиддлстон, Тильда Суинтон, Миа Васиковска, Антон Ельчин, Джон Хёрт

Премьера: 10 апреля 2014 года (запоздал с рецензией, ну да ладно)

Адам и Ева – древние вампиры, пронесшие сквозь падение империй и закаты различных эпох влюбленность друг в друга. Но от этого Адам и Ева не становятся менее одинокими. Не так давно (по вампирским меркам) они разъехались, разбрелись по разным континентам, закрылись от чужих взоров, оставшись преданными друг другу.

Пока Адам изображает героя эпохи романтизма в наши дни (рокер-затворник, пишущий похоронный рок), Ева, словно выгоревшая на свету моль, прячется среди книг от солнца и людей в жарком Танжере. Однако оба древних существа чувствуют приближение кончины привычного им мира, окружающие их люди стремительно несутся к краю обрыва. Крушение мира любовников начинается с приезда сумасбродной сестры Евы, Эвы, давно не дававшей о себе знать. Ее приезд запускает цепь событий, который разрушает веками сложившийся быт Евы и Адама. В конце концов даже бессмертные начинают задумываться о конце бытия…

Фильмы Джима Джармуша – картины неспешные. Его работы требуют определенной подготовки, причем именно эмоциональной. Это не то развлекательное кино, которое поможет расслабиться на выходных. «Любовники» строятся на ассоциациях и философских размышлениях, они полны аллюзий и пространных диалогов. «Любовники» наполненные именно тем, за что любят фильмы Джима Джапрмуша.

Джармуш не берет в расчет кинокартины о судьбе бессмертных, которые были выпущены на экраны до него. Он пытается создать новый вид вампира, дополнить уже сложившийся стиль в массовом сознании чем-то новым. Да, Адам и Ева – по-классически строгие вампиры, как Бела Лугоши в легендарной экранизации того старого романа. Но джармушевские вампиры до бесконечности разнообразны, изменчивы, гибки на ветру перемен, стоит лишь им остаться вдали от любопытных людских глаз. Или хотя бы за толстыми стенами унылого особняка на окраине мертвого Детройта.

Во время просмотра картины складывается ощущение, что Адама больше всего «зацепила» эпоха Романтизма, которую он провел с Байроном и другими выдающимися авторами. Он загадочен, конфликтует с обществом, которое априори его не примет. Именно он поддерживает классический образ вампира, который в наши дни уже начал забываться в сознании кинозрителей. Он бледен, высок, худ, способен внушать страх и тревогу одним лишь взглядом или ничего выражающим выражением лица. Одетый во все черное Адам - «потомок» брэмовского Дракулы. Разве что замок на перевале Борго он променял на дом в Детройте (что весьма символично: мертвый город, некогда бывший оплотом автомобилестроения США, словно отражает его самого, утратившего последние иллюзии и остатки желания жить). Адам окружил себя антиквариатом, музыкой и тишиной. Он – таинственный музыкант-отшельник. Связь с внешним миром он поддерживает через одного только проверенного человека, который словно является отражением образа Джона Харкера, разве что с более трагичной судьбой. Ева - полная противоположность Адаму, хотя тоже прячется от мира в очередном томике любовной поэзии и за большими солнцезащитными очками. Одетая во все белое, Ева, на первый взгляд, не держится за прошлое, следит за прогрессом и новшествами современного мира, даже вполне дружелюбна в общении с простыми смертными. Более раскрытая миру Ева, хоть и прячется за большими темными очками, предпочитает носить светлое, следит за новшествами и время от времени общается с обычными людьми. Но все равно

тоскует по старым друзьям, доме предпочитает носить одежду ушедших эпох, никак не оцифрует свою библиотеку, не может позабыть литературные скандалы, которые она устраивала, и которые до сих пор не раскрыты. Ее сестра, чей приезд стал началом конца, уже окончательно без прошлого. Если мы видели на примере Адама и Евы, что они прошли через эпохи (например, их манера пользоваться перчатками вне дома – явно дань уважения викторианской моде), то откуда взялась Эва мы не знаем. Самое страшное в таком человеке – это то, что ей нечего терять. Сегодня она здесь, завтра там. Если нечего терять – то есть ли смысл что-то ценить? Даже, если это чужие отношения, безопасность окружающих или быт, строившийся на протяжении веков. Эва легко сходится с людьми, не утомляет себя соблюдением обычной для вампиров таинственности, а своей импульсивностью нередко ставит свою жизнь под угрозу. Каждый вампир Джармуша по-своему нестандартен, особенно в сравнении с другими созданиями ночи на киноэкранах.

Прекрасна и визуальная составляющая фильма. Том Хиддлстон и Тильда Суинтон не только элегантно расхаживают по мрачным полутемным комнатам или исследуют пленительную архитектуру Детройта, передвигаясь по его пустынным улицам. Да, конечно, мертвые в мертвом городе – слишком банально, верно? Красивый акцент, но топорный и нарочито явный. Но фильм очень сложен в мелких деталях, которые просто теряются среди специально выставленной клишированности. Вслушайтесь в диалоги любовников. Попытайтесь понять, почему людей они называют зомби? Ответьте для себя на вопрос, почему Адам остался где-то на обочине мира, вечно бегущего вперед, не замечая впереди обрыва? А почему в фильме столько музыки? В чем ее смысл? Очень многое в фильме подано намеком, шепотком, который твой слух никак не может уловить. Действительно ли сильно влияние искусства, музыки и архитектуры на нашу жизнь? На полном ли серьезе нам говорит автор, что отшельничество и уход от общества полезен лишь в небольших дозах и только в определенном возрасте, иначе выйдет как с Адамом: остаться на периферии прогресса, быть нужным лишь Еве, которая

на другом конце земли. А ведь он вечен. Но даже он не смог противостоять этой кровожадной машине современности, и придет время, когда он и его творчество станут лишь культурным перегноем, из которого взойдут новые таланты. Говорите, что выживут только любовники, мистер Джармуш? Но ваши любовники, увы, уже мертвы. И это прекрасно.