Начало Великой Отечественной войны – это не только лязг гусениц фашистских танков, грохот артиллерийской канонады, вой пикирующих бомбардировщиков и грохот разрывов снарядов и бомб. Но и подлые выстрелы в спину красноармейцам.
Когда собирал материал о 127 истребительном авиаполке, то невольно вспомнились кинофильмы, где немецкие лазутчики перерезали телефонные провода, минировали дороги, взрывали или захватывали мосты. Доводилось читать мнения некоторых «диванных экспертов и кресельных учёных», что это всё враки. И вообще, Красная Армия бежала сломя голову. Уважаемый читатель, удивишься (прости что на Ты), но такое мнение в сетях паутины уже неоднократно встречал. Правда, в последние годы звучит всё реже. Но подрастает новое поколение… Отвечу этим «специалистам».
22 июня в 3.25 утра авиационный 127-й истребительный авиаполк был поднят по тревоге. Он базировался в белорусском городке Щучин. В 09.20 первый самолёты вылетели навстречу фашистским лётчикам. Силы были явно неравные. Истребители И-16, стоявшие на вооружении полка уже устарели, против самолётов люфтваффе воевать было сложно. Но возможно. И советские лётчики сбивали их. Если успевали подняться в синее небо, которое внезапно стало пахнуть порохом и затянулось дымом взрывов. Например, 9-я смешанная авиационная дивизия, базировавшаяся в Белоруссии, из 409 самолётов потеряла 347. За такие грандиозные потери командующего, генерал-майора С.А. Черных арестовали и расстреляли. А в это время фашисты бомбили другие аэродромы.
Сейчас кто-то скажет, что не успели, не знали и т.д. Буду придерживаться фактов.
Когда авиаполк подняли по боевой тревоге, то машины с лётчиками, спешащими к своим самолётам, были обстреляны прямо в центре Щучина с крыш домов!
Думаю, что это не только диверсанты, но и недовольные Советской властью, ведь этот район до недавнего времени входил в состав Польши.
Так что, кто утверждает – зачистка вдоль западных границ СССР была геноцидом, никому ненужными репрессиями, и чтобы утолить неутолимый голод "человекоедов" Сталина и Берии, глубоко заблуждается.
Были, ох были недовольные новой властью, а особенно среди молодых, подстрекаемых агитаторами из-за границы и стариками. Недаром появилась поговорка «Вовремя брошенный окурок, будет причиной пожара». Эти предатели тоже сыграли свою поганую роль, особенно в первые дни войны.
Впрочем, в первые дни войны искать виновных, разбираться почему не работала связь, разбомбили аэродромы, не хватало винтовок, патронов и т.д. не было времени. Но виноватых находили быстро, наказание следовало незамедлительно. Тогда считалось, что главные виновники катастрофы первых дней боёв – это командиры и командующие всякими соединениями. Но стоит внимательно посмотреть на их биографии – это всё молодые люди, у которых было мало опыта командования, управления крупными воинскими соединениями.
Я говорю сейчас не только о ВВС, но и в общем об РККА. Дело в том, что перед войной были чистки среди командного состава. Оставим в стороне вопросы о преувеличениях репрессии, виновности тех или иных командиров. О так называемом заговоре Тухачевского и т.п.
Факт остаётся фактом, на высокие должности заступили молодые люди. И не надо говорить, что взрослели тогда рано, жизнь была суровее, яйца круглее, а небо синее, так далее. Учтём, что простого жизненного опыта у многих командиров было мало. А тут ещё постоянная агитация: войны не будет, без паники, мы будем вести наступательную войну, наша Армия всех сильней, статья академика Евгения Тарлея, в газете, что мы круче всех, которая вышла буквально за пару месяцев до войны. А тут такое, понятно, что многие растерялись.
И не надо упоминать 16-летнего Гайдара, командовавшего полком в Гражданскую войну. Время изменилось, тактика и стратегия уже не напоминали партизанскую войну.
Уважаемый читатель, поставь себя на их место, как бы повёл себя? Я лично, не знаю. Вокруг хаос, нет связи с воинскими частями, со штабами, провокаторы тоже не дремали. Что делать? Что делать? Это провокация или уже война?
Добавлю немаловажный факт, о котором забывают или не знают.
Перед войной у авиационных частей не было единого командования. Между прочим, об этом недостатке ещё до революции говорил Великий князь Александр Михайлович, основатель воздухоплавания в Российской империи. Ссылка на материал в конце статьи.
В подчинении командующего ВВС Западного округа генерал-майора С.А. Черных была только часть авиации, остальные подчинялись командующим армий. Добавлю, что штаб 9-й смешанной авиационной дивизии располагался в Белостоке, непосредственно у западных рубежей Союза. Так что эффективно командовать даже в мирное время авиацией было затруднительно.
Но командиры и лётчики 127-го истребительного авиационного полка вступили в битву. И стали лучшими на весь Западный фронт. Но в те дни, когда началась битва, никто не задумывался, что в первый же день сбили 20 немецких самолётов, а ведь агитация Германии везде пропагандировало, что люфтваффе лучшие в небе. А те из наших, кто всё же взмыл на истребителях в небо, доказали, что бьют не количеством, а умением!
На деревянных И-16 лётчики отправили с небес на землю 20 железных самол1ётов с намалёванными крестами. При этом потеряли всего 13 самолётов, 9 лётчиков было убито и 5 ранено.
О подвигах советских лётчиках, взлетевших с аэродрома в городе Щучин, можно прочитать в книге военного историка Дмитрия Киенко «Гром ночного неба».
Но это ещё не вся история военного аэродрома в Щучине. В следующей статье узнаете, что общего между атомной бомбой и куском марли.
Продолжение об этих лётчиках будет. Поэтому не забудьте подписаться. Пишите комментарии.
Ваш В.Л.