Легкие бронемашины M3A1 Scout для пехоты, поступавшие в Красную армию по ленд-лизу были эффективным средством защиты нашей пехоты. До их появления, солдат доставляли к местам боевых действий на обычных грузовиках или пешим ходом. Своих бронетранспортеров у нас тогда не было, выручали американцы и немецкие трофейные полугусеничные машины Sd.Kfz.250.
К разработке собственных бронеавтомобилей такого класса в Советском Союзе удалось приступить только по окончанию войны. Задание было поручено двум заводам: ГАЗу и ЗИСу. О том, как создавался первый легкий бронетранспортер СССР, мы уже рассказывали. Инженеры Московского завода отстали от горьковчан ненамного, машины двух заводов встали на вооружение практически одновременно, в 1950-ом году. Техзадание, полученное сверху, имело название «Проект 140». Бронетранспортёр решили создавать на базе тогдашней новинки – армейского полноприводного ЗИС-151.
Как и на ГАЗе, изначально создавалась машина на колесах, от гусениц отказались в пользу скорости, маневренности и простоты производства. В отличие от горьковского аналога, московский бронетранспортер считался тяжелым. Его полная боевая масса составила 8.6 тонн, но и вместимость была побольше - экипаж из двух человек: механик-водитель, командир и 17 бойцов в десантном отделении на продольных лавках вдоль бортов. Их посадка и высадка осуществлялась через задние распашные двери. Для водителя и командира были отдельные двери-люки с каждой стороны. Бронированная крыша у первых базовых БТР-152 отсутствовала, предполагалось, что бойцы смогут покидать машину через верх. При необходимости сверху натягивался тент. Такое решение было типичным для тех лет.
Испытания первого предсерийного образца БТР-152 начались в мае 1946-го. Бронетранспортер сделали трехосным, с приводом на все 6 колес. Заводские испытания, параллельно с войсковыми, продолжались до декабря 1949-го. К этому времени было построено 12 машин, бронекорпус которых был несущим, двигатель, коробка передач и другие агрегаты крепились к нему, рама у бронетранспортера отсутствовала.