Ветеранская легкая атлетика в России: что впереди?

914 прочитали

Ветеранская легкая атлетика в России сейчас находится в сложной ситуации. Внешне все вроде бы неплохо: соревнования проводятся, команды участвуют, рекорды растут. Но говорить о каком-то развитии пока сложно. Чем это грозит? И так ли уж плоха стабильность?

Но она хороша, если это стабильный рост и развитие. Если его нет – это застой. Однако застоя как такового в природе не существует. Есть только развитие или смерть, любое живое существо должно либо расти и развиваться, либо погибнуть. Вечно жить в зародышевом состоянии оно не сможет.

Ветеранская легкая атлетика в России сейчас находится в сложной ситуации. Внешне все вроде бы неплохо: соревнования проводятся, команды участвуют, рекорды растут.

Борьба за качество пошла

Как это перевести на язык спорта? Если структура ничего не делает для своего развития, то она, может, и не умрет. Но ее попросту… обгонят. Легкоатлетам это понятно лучше других: если ты просто бежишь в своем темпе, а соперники набегают, ты непременно проиграешь.

Казалось бы, ну и что? У них своя судьба, у нас своя. Но аудитория не безгранична, и за нее идет борьба. Если не пытаться привлечь активных граждан, их быстро приберут другие. Любительский спорт в России стремительно набирает обороты. По всей стране проходят городские и региональные чемпионаты по футболу, баскетболу, волейболу, хоккею. Очень популярны единоборства, кросс-фит, бассейны.

Не отстает и любительская легкая атлетика. Все популярнее разные марафоны, благотворительные забеги, трейлы. И соперничество идет не только на дистанции – организаторы тоже соревнуются между собой. В борьбе за участников они стараются постоянно повысить качество предоставляемой услуги.

Это выражается в наличии призовых денег, ценных подарков, фото и видео с мероприятий, питания во время забегов, а также освещения. Вот это очень важно – популяризация! Если организаторы не будут над ней не работать, к ним никто не придет. Тут как в магазине: чем больше слотов ты продашь, тем больше заработаешь на взносах. Иными словами, идет борьба за качество.

Ветеранская легкая атлетика в России сейчас находится в сложной ситуации. Внешне все вроде бы неплохо: соревнования проводятся, команды участвуют, рекорды растут.-2

Волонтеры или профессионалы?

За что же борются организаторы в ветеранской легкой атлетике? К слову, в России нет официальной организации, которая руководит движением – ни федерации, ни отдельного юрлица. А есть Комиссия ветеранов Общероссийской общественной организации «Всероссийская федерация легкой атлетики».

Хорошо, давайте работать с тем, что есть. Повторим вопрос: за что же борется Комиссия ветеранов?

В процессе общения с руководителями движения становится ясно, что приоритеты здесь несколько иные. Во главе угла стоит не качество оказываемой услуги, а желание оказать ее бесплатно. В основном все заточено под волонтерство.

Понятно, что бесплатные вещи не могут быть гарантированными. Сегодня есть, завтра нет.

Но почему бы не изучить опыт других руководителей, которые с нуля выводят свои организации на вполне профессиональный уровень?

Потому что любой профессионализм – это деньги. Хороший специалист не станет работать бесплатно. Нет, на начальном этапе вполне станет. Но в первую очередь для того, чтобы сделать свою структуру жизнеспособной, чтобы она зарабатывала на себя сама.

И именно отсутствие денег как раз чаще всего и называют причиной застоя в ветеранской легкой атлетике. Заметьте – отсутствие, а не нежелание или неумение их зарабатывать.

А почему бы не попытаться заработать? Чем это плохо?

Потому что это две разные психологии – общественники и профессионалы. Общественники получают удовольствие от своего дела, но они вкладывают ровно столько, сколько могут. У них своя работа, семья и так далее.

Профессионал – это человек, который умеет работать и заставлять других. А общественников заставить нельзя, это их добровольный вклад. И что же, надо теперь убирать энтузиастов, которые вложили столько сил и времени в свое дело, и постепенно заменять их профессионалами? Нужны ли перемены такой ценой?

Вопрос не из легких.

Но люди, которые болеют за свое дело, часто идут на этот жестокий выбор, готовя себе сменщиков и уходя на «почетные» должности. Есть ли сменщики у нынешних руководителей? Пока не видно. А почему? Это опять же вопрос психологии. Не все готовы к переменам. И это тоже можно понять, люди переживают за дело, кто знает, добро принесут или вред эти перемены? Кому-то лучше сохранить зыбкое равновесие, чем рисковать.

Низы не могут, а верхи не хотят?..

Многие не согласны с таким положением дел. Периодически вспыхивают «революционные настроения», которые, впрочем, вскоре затухают без последствий. Возможно, потому, что у протестно настроенных участников нет лидера. Нет кандидата, кто желал бы взять дело в свои руки.

Опять же, есть фамилии, которые звучат - дескать, этот бы смог, а почему нет? Но никто не называет себя. А это очень важно - желание самого кандидата. А не так, как бывает: партия меня поставила, я постараюсь оправдать высокое доверие…

Нет. Так не пойдет. Человек должен именно рваться в бой, сам обозначить себя как носителя перемен.

Один из наиболее активных деятелей «протестного направления» – Евгений Иванов. К нему мы обратились с вопросами: что именно, по-Вашему, комиссия ветеранов делает неправильно, какие именно шаги были неверными? В чем можно было поступить иначе? Какие Ваши предложения по улучшению ситуации? И, наконец, предлагая сменить власть, кого Вы видите на месте руководителя? Но, к сожалению, нам до сих пор не удалось получить ответы. Очень надеемся, что Евгений Иванов все же найдет на это время.

Кандидатом на роль руководителя не раз называли Дмитрия Яхина, одного из лидеров ветеранского движения в России. А что по этому поводу думает сам Дмитрий?

- Я прекрасно понимаю, что нельзя делать два дела одновременно, - говорит он, - в настоящее время я сам активно тренируюсь, выступаю в соревнованиях и хочу показывать результаты. А если заниматься руководящей работой – то это надо делать серьезно. Она будет отнимать практически все время, и совмещать ее со спортом не получится. Но при этом я не исключаю такой вариант, что мог бы прийти на этот пост на какое-то время – допустим, на год. Чтобы наладить процессы, показать, как можно действовать, поставить работу. Потому что у нас хороший опыт в организации событий, в проведении соревнований. Нам есть что передать, чему научить. Однако надо четко понимать, что председатель комиссии ветеранов – это не выборная должность, его назначает президиум ВФЛА. И мое желание или нежелание возглавить комиссию тут не играет никакой роли.

Итак, перемены «снизу» пока не грозят. По крайней мере до тех пор, пока не появится человек, который сам скажет «я готов, я могу».

Что говорит комиссия ветеранов?

Второй вариант: возможны ли перемены «сверху»? Это когда само руководство желает перемен.

Но давайте для начала хотя бы назовем это руководство. Мало кто знает состав Комиссии ветеранов Всероссийской федерации легкой атлетики, и где его найти? На будущее – объясняем путь. Ничего сложного.

1. Находим сайт Всероссийской федерации легкой атлетики.

https://rusathletics.info

2. Выбираем раздел «Федерация».

3. Там ищем подраздел «Структура федерации».

4. Открываем страницу, внизу находим «другие органы».

5. Выбираем «комиссии ВФЛА».

6. После чего находим «Комиссию ветеранов».

7. И последнее – нажимаем слово «состав».

Как видите, ничего сложно, с годами выучите. А мы пока облегчим вам работу, опубликовав состав прямо здесь.

Состав Комиссии ветеранов Общероссийской общественной организации

«Всероссийская федерация легкой атлетики»

Чирков Юрий Аркадьевич, председатель.

Шляпников Андрей Вадимович, первый заместитель.

Доронкина Оксана Алексеевна, заместитель.

Агишев Игорь Валерьевич, член комиссии.

Балобанов Анатолий Геннадьевич, член комиссии.

Грузенкин Виктор Иванович, член комиссии.

Спичков Владимир Николаевич, член комиссии.

Столяр Любовь Михайловна, член комиссии.

Есть у Комиссии желание что-то менять? Любовь Столяр согласилась ответить на вопросы.

- Популярность ветеранской легкой атлетики сейчас не велика. С чем Вы это связываете и возможно ли это изменить?

- Легкая атлетика – слишком специфичный вид. С одной стороны, во всех учебниках пишут, что это – демократичный вид, которым могут заниматься все, экипировка бегуна минимальная. Но аренда стадиона аренда стоит больших денег. А для классической легкой атлетики нужно качественное покрытие беговой дорожки, секторы и ямы для прыжков, метаний. Второе: для обслуживания соревнований больше всего судей требуется в легкой атлетике. Если в футболе или хоккее судейская бригада всего несколько человек, то у нас на чемпионате Москвы требуется около сорока арбитров. Если же это крупные международные соревнования, то счет идет на сотни. Это наша самая большая наша статья расходов. Именно поэтому легкая атлетика мало популярна. И еще здесь все-таки надо тренироваться. Можно пробежать в свое удовольствие, но технические виды все же требуют подготовки. Да и бегать как попало людям уже не хочется. Надо нанимать тренера, отрывать время от семьи, работы и отдыха, чтобы подготовиться и выступить достойно. Все это требует больших затрат.

- Есть ли перспективы развития у ветеранской легкой атлетики в России? Если да, то в чем Вы их видите?

- Перспективы развития... Конечно же, они есть. На ветеранских соревнованиях в Италии участвовало девять тысяч спортсменов, из них три тысячи итальянцев. Конечно же, им легче, в Италии тепло, можно бегать круглый год на улице. Но, с другой стороны, это же и создает сложности, летом слишком жарко заниматься днем. В этом плане перспективы есть. Но они лежат в благосостоянии народа. В советское время ветеранское движение только недавно образовалось. Но была господдержка, от больших предприятий командировали людей. У меня есть знакомые, которые это еще застали, их отправляли от работы на ветеранские соревнования. Потом был провал в 90-е. Затем благосостояние народа улучшилось, и все больше участников стали выезжать за свой счет, в том числе и за границу. Когда тебе не нужно работать на трех работах, то можно тратить свободное время на свое удовольствия и хобби. Вот в росте благосостояния страны кроются перспективы развития.

- Но это все же задача государства – повысить благосостояние. А как свою роль в развитии движения видит именно Комиссия ветеранов?

- Я вижу выход только в увеличении числа членов и популяризация легкой атлетики. В привлечении большего количество молодых ветеранов – 30-35 лет, из числа тех, кто недавно закончил выступать в большом спорте. Надо стараться их не упускать, а сразу привлекать, чтобы они ездили на соревнования. Прирастать за счет молодых. Либо выходом может стать ассоциация с вступительными взносами. Но тут надо обсуждать. Нужны финансисты. Как в плавании сделали вступительные годовые взносы. И у нас за счет взносов аренда стадиона будет, возможно, стоить меньше, чем для прочих. А также привлекать серьезных спонсоров из крупного бизнеса. Это все надо обсуждать.

- Как в комиссии ветеранов относятся к протестам, которые периодически вспыхивают в соцсетях?

- Я считаю этот протест детским и непонятным. Давайте просто так протестовать! Против чего, как? Сейчас сложное время. Некоторые руководители клубов уже сильно в возрасте, кому-то 82 года, кому-то 85. И в этом тоже вопрос, старшее поколение постепенно уходит, а младшее пока не слишком приходит. Да, есть те, кто высказывается, но в большей степени это делается агрессивно, в некорректной форме. Такое ощущение, что людям важно просто сказать, что все плохо, ничего взамен не предлагая. Из тех, кого периодически предлагают в соцсетях, мы не рассматриваем даже как членов комиссии, а не то что в роли председателя. Дмитрий Яхин? Я лично ничего не знаю о нем, у меня нет представления, чтобы оценивать его кандидатуру. Какие у него мысли, какие планы. Надо побеседовать, чтобы он обозначил свою позицию. И я лично жду, что мы все-таки конструктивно поговорим все вместе.

И, как говорится, от редакции. Наверное, было бы неплохо действительно поговорить о перспективах, но начиная не с критики, а с предложений. Ведь даже в условиях самого жесткого финансового кризиса есть какие-то пути. Их можно сформулировать, обозначить. И по принципу конструктора собрать недостающие части для своих проектов. Кому-то не хватает идей, кому-то времени, кому-то - специальных навыков или денег. А собранные воедино, эти предложения могли бы составить несколько вполне жизнеспособных проектов.

Тема обязательно получит продолжение. Если у вас есть свои мнения по поводу ситуации, вы можете прислать свой комментарий или дать отдельное интервью.

Телефон +7902-512-60-11, Ника Песчинская (Viber, WhatsApp).