Часть 4. Псковская иконопись
Древний русский город Псков располагался на самой отдаленной северо-западной окраине православной Руси. Он граничил с Великим княжеством Литовским, землями Тевтонского ордена и вел торговлю со Скандинавией и Ганзейским союзом германских городов. Он и сейчас там – в 60 километрах от границы с Эстонией.
До 1348 года Псков находился в зависимости от Новгорода, а затем стал самостоятельной республикой с сильными, даже для средневековой Европы, демократическими традициями.
Культурное влияние православной Византии на Псковских землях сталкивалось с сильной католической экспансией с запада. Противостояние восточного духовного и западного реалистического подходов к искусству и послужило основой уникального явления, названного Псковской иконописной школой.
Новгородская традиция отчетливо прослеживается в росписи первых псковских храмов XII века, но к окончанию XIII века Псковская иконопись приобрела свой самобытный характер. Одной из ее черт становится произвольное, зачастую бунтарское толкование сложившегося веками канона.
В отличие от уравновешенных и гармоничных изображений Новгородской школы, композиция Псковских икон становится асимметричной и неустойчивой. Движения передаются импульсивными и порывистыми. Расположение персонажей теряет упорядоченность, становится скученным и хаотичным.
Цветовая палитра икон псковской школы наполнена густыми, насыщенными цветами – красным, с оттенками от вишнево-коричневого до красно-оранжевого и жемчужно-розового, и зеленым – от темного, почти черного, до изумрудного. Фоны – светло-желтые, реже – золотые.
Лики теряют четкость черт, становятся темно-коричневыми по тону, подчеркнуто строгими и суровыми по выражению. Светотеневой рисунок строится на контрасте глубоких, почти черных теней и ярких светлых пятен с резкими белыми бликами. Брови сдвигаются ближе к переносице и круто изгибаются на концах, подобно птичьим крыльям.
Выразительность глаз подчеркивается треугольными бликами над надбровными дугами и на скулах, придающими изображению особый драматизм. Позднее, подобное световое решение в Европе получит название «рембрандтовский свет».
Фигуры персонажей, напротив, сохраняют графичность и еще больше уплощаются. Лики вытягиваются, шеи удлиняются, складки одежд прорисовываются тонкими и угловатыми золотыми линиями и выделяются белыми стремительными бликами, напоминающими молнии. Украшения обозначаются белыми «жемчужными точками».
Ландшафтные и архитектурные фоны передаются схематично, без строгого соблюдения правил симметрии и перспективы. Зачастую объекты расположены под разными углами зрения и «наезжают» друг на друга.
Еще одной интересной особенностью Псковской иконописной школы XIII-XIV веков, является склонность художников к сочетанию на одной иконе двух и более не связанных между собой тем.
В XV веке новаторские мотивы в развитии Псковской иконописной школы постепенно стихают. Однако внутренняя напряженность и драматизм образов сохраняются, как и контрастность светотеневого рисунка, асимметричность и неустойчивость композиций, густые краски любимых вишневых, оранжево-красных и изумрудно-зеленых оттенков. Взгляды по-прежнему строги и пронзительны. Вместе с тем письмо становится более спокойным и плавным, постепенно возвращаясь к, казалось уже отброшенным, требованиям византийского иконописного канона.
В XVI веке сцены на иконах становятся уже полностью статичными и уравновешенными, со строгими горизонтальными и вертикальными линиями. В Псковской иконописи начинает прослеживаться влияние геральдического искусства Западной Европы.
После подчинения в 1510 году Московскому княжеству, Псков, как и Новгород, быстро теряет свою художественную индивидуальность. Роль столицы Русской иконописной школы полностью переходит к Москве.
Друзья, ставьте ваши лайки и подписывайтесь на наш канал. Мы рады будем поделиться с Вами знаниями о вере и Боге. Об обучении иконописи, иконах и православных традициях. Если Вы еще не стали учеником «Русской иконописной школы «РИШ» – сейчас самое время это сделать.
Приходите к нам учится. Мы обучим мастерству иконописи даже тех, кто считает, что он вовсе не умеет рисовать. Наличие ранее полученных навыков приветствуется, но не обязательно. Наши онлайн уроки иконописи построены так, что человек, даже на державший раньше кисти в руках, овладеет возможностью сотворить чудо написания настоящей иконы.
Расскажите о нас друзьям. Пусть об обучении иконописи узнает как можно больше людей. Рады будем видеть Вас среди своих учеников.
Поделитесь с друзьями с помощью социальных сетей!
Смотрите так же наши видео о нашей Русской Иконописной Школе РИШ: