Когда мы получаем направления для сочинений, то смотрим, какие из уже прочитанных проведений можно использовать для написания текста.
Почему-то стал таким модным лозунг в интернете:
"Вы ничего не делали на уроках литературы в школе? Не страшно! Давай малюсеньким рассказиком сейчас всю литературу закроем!"
Думаю, что это спасет только некоторых выпускников.
А вот основной части нужно вспомнить, что же всё-таки было прочитано, разобрано на уроках.
Есть фильмы по классике.
Наша задача - вспомнить. И выбрать, из какого произведения аргумент подойдёт.
Предлагаю вместе подумать на канале.
Первое направление.
1) Человек путешествующий : дорога в жизни человека.
_ Это, конечно, Лесков и его "Очарованный странник".
_Николай Гоголь "Мертвые души".
Поездка Чичикова по имениям. Цель: приобрести мертвые души с целью обмана. Показан герой и помещики, которых он посещает во время путешествия.
Каждый - какой характер! И колорит!
Дорога связывает историю в один тугой узел. И вот уже вся Россия здесь.
Чичиков выполняет завет отца: "Все на свете пробьешь копейкой!"
_Можно выбрать произведения А. С. Пушкина, где дорога (путь героя) оказывает влияние на всю дальнейшую судьбу.
Это "Капитанская дочка".
Петруша Гринёв отправляется на службу и по дороге попадает в метель. Там знакомится с Пугачевым, отдает заячий тулуп ему.
Буря в пути - символ грядущих бед. Герой взрослеет в этот период.
_Ещё одна природная катастрофа - это просто повесть "Метель".
К любови и гармонии через дорогу.
2) Цивилизация и технологии - спасение или трагедия?
Конечно, здесь Михаил Булгаков. И его бессмертные творения.
Я бы отметила "Собачье сердце".
Профессор Преображенский создаёт чудо, побеждает саму природу.
Но цена за это несоизмерима высока.
Те, кто стоят у истока прогресса, по Булгакову, приходят к выводу, что это становится наказанием или даже катастрофой.
Преображенский занимается прогрессом в медицине.
А события происходят на фоне революционных событий начала 20 века.
То, что увидел писатель, даёт предупреждение: не допускайте хаос в родной стране.
Вспоминаем, что Булгаков отмечает: "На преступление не идите никогда. Доживите до старости с чистыми руками!"
Ещё одно произведение - " Роковые яйца".
Тоже эксперимент. Тоже с неизвестным составляющим.
Профессор Персиков с волшебным лучом выводит новые виды.
А окончание истории? Только мороз в середине лета спас страну от нашествия гадов.
По повестям Булгакова мы можем сделать однозначный вывод: "Прогресс не нужен". Он приводит к катастрофе.
3)"Преступление и Наказание- вечная тема.
В названии направления задана большая буква.
Здесь, конечно, Фёдор Михайлович!
Вспоминаем про совесть и стыд, раскаяние, милосердие, самопожертвование.
Покажем разрушительные идеи Раскольникова. Ошибочное разрешение крови по совести.
Теории, приводящие к катастрофе героя. Лучших людей этого времени.
Наказание как возможность духовного возрождения.
Пишите про "Преступление и наказание"! Вы разбирали это много уроков. Даже если не до конца прочитали...
4)Книга - про меня.
Можно писать про любое произведение, которое оказало влияние лично на выпускника.
В скобках даётся .... спектакль, музыка, песня... Это уточнение показывает, на какой уровень надо вывести текст.
Не все, что звучит в наушниках по дороге на спортплощадку, подойдёт для анализа и аргумента литературного.
Аккуратнее с выбором этой темы.
А что же нужно здесь взять?
Пушкин "Дубровский", "Капитанская дочка","Евгений Онегин"...
Толстой "Война и мир", конечно.
Или Лермонтов "Герой нашего времени".
Если поэт, то Владимир Высоцкий, например.
Если спектакль, то должны быть указаны авторы текстов.
И ещё. Разбирая материал, мы думаем об объеме. 350 слов рекомендуется.
Хочется предоставить выпускнику большой выбор в рамках этого направления.
Зарубежную литературу сюда?
Да, можно и ее.
5)Кому на Руси жить хорошо - вопрос поэта и гражданина.
Как и в 19 веке. Вопрос о гражданине.
Зря вынесли это направление. Думаю, что не один из тех, кто решит высказать о наболевшем в нашем мире, забудет про литературные аргументы и объем.
Никакого конфликта в названии я не вижу.
Да, гражданин. Да, поэт.
Нет протестным движениям.
За мир и гармонию.
В темах, композициях. Текстах!
Вот такие произведения получаются у нас
_Пишите, читатели канала, какое направление выбрали бы вы, если бы сейчас в 11 классе учились?
_А какие произведения взяли бы, чтобы убедить проверяющего эксперта?
Я всегда говорю выпускнику:
"Эксперт - это я. Убеди меня. Я знаю, как писать и о чем.
Пиши, чтобы я поняла, что ты хотел сказать."
Благодарю каждого за прочтение статьи.
Подписывайтесь на канал, готовлю обновление по экзаменам.
Будьте здоровы и счастливы при любых обстоятельствах!
С Вами Алёна, автор канала.