11 сентября в Челябинске началось событие, которого так долго ждали все любители фигурного катания и в России, и за рубежом. Был дан старт взрослым контрольным прокатам российских фигуристов. К сожалению осветить все виды невозможно физически, а потому я сосредоточусь на выступлении девушек интерес к выступлению которых надо признать примерно равен интересу к другим трем видам суммарно.
В этом разборе рассказ о прокате короткой программы 17-летней Анны Щербаковой, чемпионки Мира и трехкратной чемпионки России. Еще свежи в памяти прокаты Анны здесь в Челябинске на декабрьском Чемпионате России, когда она буквально задыхалась на плече Этери Тутберидзе после короткой программы, а затем уже были долгие и трогательные объятия со всем тренерским штабом после невероятного проката произвольной программы. Мало кто мог сдержать тогда слезы - фигуристка, тренеры, зрители и даже судьи, равнодушных не было.
Наверняка какие-то воспоминания нахлынули и на Анну при выходе на челябинский каток, но начинается новый сезон, сошел с пьедестала начинай сначала, нет времени для ностальгии, есть время для работы и вкатывания программ. Давайте посмотрим на новую короткую Ани и оценим, что получилось, а что не очень. Буду выставлять оценки самостоятельно и исключительно за техническое исполнение элементов.
В этом сезоне в коротких программах девушек Хрустального используются сразу две композиции Кирилла Рихтера, у Ани это The songs of distant earth, наполненная восточным колоритом.
Традиционное начало с двойного акселя. Фан-спираль на заходе, очень легко и изящно исполнены все фазы прыжка, выезд в ласточку назад, традиционный флажок в качестве усложнения на выезде, +3 по гое = 4.29 балла
Элементы хорео на заходе на следующий прыжок тройной флип лишний раз нам показывают идею заложенную в программу, где Аня предстает в образе повелительницы песчаной бури. У Ани оптимизированная и очень стабильная техника исполнения и флипа, и лутца, не зря именно на этих прыжках ей удается, будучи в наилучшей форме, скручивать 4 оборота. Никаких вопросов на флипе, обычный для Ани заход через тройки, ровная ось, докрут в воздухе, флоу выезд с длинной элегантной дугой на глубоком внешнем ребре, свободная нога в очень сложном положении позади опорной, дуга выезда переходит в выкрюк и кросс-бильман. Все это лишняя энергия, лишние физические усилия, усложнения, которые оцениваются судьями в техническом плане, а в дальнейшем влияют и на вторую оценку. + 4 по гое = 7.42 балла
Сразу из кросс-бильмана переход в самое дорогое в короткой программе комбинированное вращение со сменой ноги - две черты взяты на левой ноге (сложная позиция в волчке складка с 5 оборотами и все три позиции выполненные на одной ноге) и еще две черты на правой (сложная позиция стоя в сторону и 9 оборотов в одной позиции при том, что по правилам достаточно 8 оборотов). Обращает на себя внимание скорость в финальной позиции. Безусловный 4 уровень на +4 по гое = 4.90 балла за элемент.
Вторая половина программы и через шикарный арабеск заход на всегда очень волнительный ритовый каскад от Ани. Интересную статистику до вас доведу - из всех фигуристок в истории фигурного катания Аня больше всех исполняла сложнейший каскад тройной лутц + тройной риттбергер на официальных российских и международных стартах - около 40 попыток исполнения из которых более 80% на плюсовые гое. Здесь получилась попытка из 20% неудачных, впрочем старт неофициальный. Не понравилось Ане как она приземлилась с лутца, вот что значит волнение выступления перед зрителями, и решила просто не делать каскад. В протоколах официального старта элемент пошел бы как 3Lz+Combo = 3.54 балла
Следующий элемент вращение прыжок в либелу. Самое сложное вращение для Анны на котором у нее периодически случаются срывы и потери уровней, но не в этот раз. Бедуинский прыжок, смена ребра, сложные позиции в либеле в сторону и вперед - все исполнено очень технично, без потери центровки и скорости. Вращение выполнено на 4 уровень и гое +4 = 4.48 балла за элемент.
Посмотрим на дорожку шагов. Анну еще с самых первых детских прокатов отличала музыкальность, умение слушать музыку и попадать в такты. Даже в самых сложных композициях она всегда находила музыкальные точки опоры для построения целостного образа. Дорожка один из способов обратить внимание зрителя на образ, проявить свои артистизм и музыкальность. Большинство фигуристов об этом забывают или просто на это не способны, идет обычный набор технических элементов, часто без корпуса, рук, без эмоций и без лица. Очень динамичная дорожка была поставлена на этот раз Даниилом, достаточно необычно для Ани, но она справляется. Более подробно разберем ее по сезону. В данном случае дорожка выполнена уверенно на 4 уровень на +4 по гое = 5.46 балла
Последним элементом в программе идет вращение заклон. Сложный заход через качалку (1 уровень), смена позиции из заклона в сторону в заклон назад (2 уровень), непосредственно 5 оборотов в позиции заклон назад (3 уровень) - эта позиция в исполнении Анны является коронной и выглядит просто потрясающе и с эстетической, и с технической точек зрения, наконец позиция бильман (4 уровень) с запасом по количеству оборотов. Судьи всегда обращают внимание, если позиции во вращении сделаны с лишним количеством оборотов, а опытный судья поверьте даже в онлайн режиме просмотра без проблем это может определить. Вращение получает 4 уровень на +5 по гое = 4.05 по баллам.
Итого по технике - 34.14
Финальная поза шикарна ! Видим мы улыбку на лице Ани и это правильно - не нужно зацикливаться на ошибках, все важные старты впереди. Мишки сыпятся на лед - очередной "мишечный" флеш-моб от болельщиков Анны.
Не самым идеальным получается прокат у Ани, потеря каскада - это очень дорого, но что поделать, если ритовый каскад это всегда риск. В данном случае риск осознанный, раз нет тройного акселя нужно выделяться чем-то другим. Анна сейчас единственная из взрослых девушек кто исполняет этот каскад на важных стартах в короткой программе. В остальном все исполнено очень качественно, не забываем о крайне неприятной травме про которую Аню спросили уже много раз и еще спросят неоднократно, таковы минусы публичности - говорить обстоятельно о том о чем тебе неприятно вспоминать.
В целом программу я оцениваю позитивно. Дождемся костюма, отшлифовки хорео, все остальное у Ани есть, а ритовый каскад она на протяжении всех тренировок и разминок выполняла безупречно в отличии кстати от начала прошлого сезона, когда казалось, что вот-вот и от ритового откажутся в пользу надежного лутц-тулуп.
Разбор проката Алены Косторной
Разбор проката Камилы Валиевой
Разбор проката Александры Трусовой
Всего доброго и до новых встреч на моем канале !